М.Е. Фролов

Телекомпания НТВ

 

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ДИСКУРС ВЕДУЩЕГО

 

Коммуникативно-информационная ситуация в современном обществе характеризуется активным использованием всеми средствами массовой ин­формации (радио, телевидение, печать) различных техник и технологий убе­ждения и воздействия на целевую аудиторию. Одной из главных причин ин­тенсификации информационного воздействия СМИ является их стремление донести до целевой аудитории «общественное мнение», чтобы привлечь ее на свою сторону и получить позитивную оценку своих настоящих, и, самое важное, будущих действий, программ и т.д.

Из всех средств массовой информации телевидение представляет собой такую модель коммуникации, которая, с одной стороны, сходна с обыкно­венной моделью межличностного общения, если исходить из известной схе­мы Р.О. Якобсона, а с другой стороны, оно являет собой специфическую форму коммуникативного взаимодействия, поскольку в ней активная связь отправителя информации с собеседником/адресатом (аудиторией) носит од­нонаправленный (односторонний) характер-Специфичность телевизионной коммуникации проявляется также и в том, что коммуникативные ролевые позиции участников телевизионной ин­теракции достаточно условны и размыты. Так за позицией отправителя чаще всего видится ведущий телевизионной программы, хотя его роль в различных программах сводится, чаще всего, к трансляции коллективного мнения, групповой установки, редакторской оценки и т.п.

Структурно любая форма коммуникации, по Р.О. Якобсону, включает в себя шесть элементов. Это адресат, адресант, само создаваемое сообщение, код, который делает это сообщение понятным, «контакт» или физический посредник коммуникации, и контекст, к которому это сообщение относится. Однако для телевизионной коммуникации такое сочетание не является обяза­тельным. В частности, не является характерным для телевизионной комму­никации наличие такого объединяющего участников интеракции компонента как «типичная речевая ситуация» требующая в обязательном порядке при­сутствия говорящего, слушающего, который может поменяться ролью с гово­рящим в момент общения, и высказывания, способное включать в себя ут­верждение, вопрос, предупреждение и так далее, т.е. «иллокутивный показа­тель целевого использования» (Дж. Р. Серл) таких выражений.

Телевизионная коммуникация – это специфическая коммуникация в рамках определенного программного информационного пространства как со­вокупности коммуникативных практик в виде некоего «дискурс-архива» конкретной программы, целью которой является эффективная реализация кодов (в форме запланированного воздействующего информационного со­общения) отправителем и их успешное восприятие адресатом. Воздействую­щий потенциал запланированного информационного сообщения в виде той или иной разновидности телевизионных программ направлен либо на фор­мирование внутреннего ментального образа социально-политической ситуа­ции в мире, стране, регионе, городе у адресата как члена социума, либо на выработку у адресата степени его вовлеченности в коммуникативно-инфор­мационную интеракцию с массмедиа, чтобы добиться изменения ассоциа­тивных представлений у получателя о референте.

Основным источником формирования ментального образа (картины мира) и изменений ассоциативных представлений о референте у получателя (адресата) является телевизионный дискурс, а его автор как ведущий про­граммы выступает непосредственно в роли главного каузатора (источника, первопричины и проводника) формирования картины мира и изменения ас­социативных представлений адресата/аудитории. В этом плане телевизион­ный дискурс ведущего становится, по мнению Г.С. Абрамовой, знаком-медиатором, который обладает особыми свойствами. Как знак-медиатор ТД требует определенных усилий по его использованию (в момент) или при осуществлении действия замещения знаком реального предмета. В момент своей реализации ТД не создает новых качеств у говорящего субъекта (веду­щего) и получаемых информацию (у адресата), но он способен «изменять те­чение психических функций у участников дискурсного обмена», что «естест­венно для него (знака) роли медиатора» (Е.Г. Романова). Поэтому знак-ме­диатор требует особых условий использования и с ним уже надо обращаться иначе, чем с другими знаками, потому что необходимо действовать в соот­ветствии с его свойствами, а не так, как это было до их отсутствия.

Телевизионный дискурс ведущего, выступающего в своем роде кауза­тивным медиатором (т.е. знаком, открывающим направление информацион­ного – вербального и авербального – воздействия), накладывают определен­ную специфику на поведение участников телевизионной коммуникации, проявляющуюся в том, что субъектом опосредованного действия становится индивид или индивиды, действующие совместно с медиатором в рамках воз­действующего информационного пространства (Дж. Верч, А.А. Романов, Е.Г. Романова, И.Ю. Черепанова). Такие телевизионные знаки-медиаторы, фор­мирующие опосредованное действие, как правило, не возникают прямо в от­вет на требование этого действия; они имеют свою собственную природу воздействия, которая может быть даже далека от содержания того действия, в котором они применяются (А.А. Романов, Е.Г. Романова). Характерно, что использование ведущим программы знаков-медиаторов как телевизионного дискурса в системе информационного воздействия уже создает вокруг них такие обстоятельства, которые не были предусмотрены (т.е. не были экспли­цитно обозначены) или не могли быть предусмотрены при их создании (А.А. Романов).

Способность отправителя названных знаков решать определенные коммуникативные задачи является необходимым условием успешного воз­действия на аудиторию для достижения цели, стоящей перед организатором эффективного телевизионного взаимодействия (коммуникации). Рассматри­вая автора телевизионной коммуникации как инициирующего, «ведущего» субъекта коммуникации в рамках типовой программы, следует отметить, что ему принадлежит ведущая роль в рассматриваемом виде общения. Справед­ливость данного утверждения следует из того, что телевизионное общение обусловливает ряд преимуществ отправителя/ведущего перед аудиторией, а именно: а) изначальное психологическое превосходство отправителя сооб­щения; б) большую осведомленность о рассказываемом предмете сообщения в сюжете, в) свободу выбора коммуникативных средств для достижения наи­большей силы воздействия дискурсного знака-медиатора.

Под большей осведомленностью автора как ведущего понимается вла­дение им большими, по сравнению с адресатом, знаниями о предмете сооб­щения, его характерных чертах, внутренних и внешних свойствах в широком понимании. Представляется, что этот параметр следует рассматривать как показатель психологического превосходства отправителя над объектом воз­действия. Под свободой отправителя в выборе средств воздействия понима­ется возможность выбора конкретных носителей или их комбинаций в рам­ках тех коммуникативных средств, которые отвечают условиям реализации конкретной программы и ее коммуникативной направленности.

В свою очередь, набор средств, используемых ведущим для достиже­ния некоторой конкретной цели, определяется: а) социальными характери­стиками аудитории и предпочтениями, которые отдают члены данной ауди­тории тем или иным средствам распространения массовой информации, б) фоновыми средствами реализации кодовой информации (заставки, фоны, ди­зайн студии, внешний вид корреспондентов, четкость их включения и т.п.) и в) языковыми средствами.

Важность и значимость фактора предпочтения тех или иных средств массовой информации как источника кодовой информации можно показать на примере таблицы, отражающей распределение предпочтений аудитории (без учета социальных параметров) различных средств массовой информации по данным исследования фонда «Общественное мнение», проведенного в Москве, Московской области, в Центральном, Восточно-Сибирском и Севе­ро-Кавказском регионах России в мае 2004 г.:

 

 

Средства   массовой информации

Смотрят, читают, слушают (в %)

 

Каждый или почти каждый день

1-4 раза в неделю

Реже, чем 2-3 раза в месяц

Телевидение

86

11

3

Пресса   (газеты    и журналы)

61

17

2

Радио

59

27

14

 

Исследование, проведенное фондом «Общественное мнение», позволи­ло, кроме обобщенных данных, получить также информацию и о привержен­ности представителей различных половых, возрастных, образовательных, профессиональных групп тем или иным средствам массовой информации.

Так, по данным фонда, люди, относящиеся к возрастной группе 35-45 лет, предпочитают получать информацию посредством телевидения. При этом наибольшую часть телезрителей, входящих в эту группу, составляют мужчи­ны со средним или средним специальным образованием. Отношение данной группы к информационным материалам правовой тематики может быть оха­рактеризовано как умеренно-выборочное.

Исследование также показало, что пресса, пользуется определенной популярностью преимущественно у мужчин. Наибольшее внимание ей уде­ляют те, кто по роду деятельности должен принимать решения и/или выпол­нять руководящие функции в коллективе. Любопытно, что среди людей, от­дающих предпочтение радио как источнику информации, наибольшую груп­пу составляют пожилые и престарелые. Говоря о половом параметре данной аудитории, следует сказать, что большинство радиослушателей – женщины. Ответы респондентов на вопрос об их отношении к информации криминаль­но-правовой тематике, транслируемой по радио, свидетельствуют, что они склонны оценивать ее как пассивно-отстраненную.

Исходя из данных таблицы, можно выделить средства а) открытого информационного воздействия и б) средства опосредованного информацион­ного воздействия. К первой группе уместно отнести такие средства инфор­мационного воздействия как телевидение и прессу и а ко второй группе - ви­зуальное воздействие в виде мини-форм кино (т.е. набора законченных мини-сюжетов; кстати сказать, не этот ли фактор влияет на популярность телесе­риалов вообще и жанра «мыльные оперы, в частности). Названные средства воздействия являются наиболее распространенными, однако в определенных условиях они могут терять значительную часть своего убеждающего потен­циала. Мини-формы информационного воздействия, вплетенные в структуру телевизионного дискурса, эффективны в том плане, что при формировании воздействующего потенциала на аудиторию в них применяется метод сопос­тавительного анализа с выделением наиболее привлекательных характери­стик предмета обсуждения в противопоставлении другим объектам, чьи ха­рактеристики не учитываются или не получают всестороннего освещения. Такие средства воздействия достаточно эффективны, они оказывают большое побудительное воздействие на аудиторию, так как сюжетная линия открыта для аудитории и она непосредственно участвует (точнее, со-участвует) с ве­дущим в предмете обсуждения. Особенно эта форма воздействия может быть эффективна в обществах, где насыщение информационного рынка в значи­тельной степени осуществляется за счет печатной продукции, которая, в ее открытой форме теряет свою интерактивность и перестает быть эффектив­ным средством воздействия на массы.

Но даже обладая рядом преимуществ перед адресатом, отправитель дискурсного сообщения не всегда может точно определить область и направ­ление сдвига, который позволит оптимизировать эффект воздействия акта телевизионной коммуникации. Сложность в решении задач по выстраиванию структуры эффективно воздействующего дискурса типовой ТВ программы обусловливается фактором отправителя, который организует свою деятельность, исходя из содержания главной задачи информационного сообщения и характеристик потенциального адресата. В этой связи вопрос о важности ро­ли автора сообщения перемещается в область разработки программных мате­риалов и их структурировании в конечном виде.