Итоги межвузовской олимпиады по русскому языку и культуре речи

«ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО И ХОРОШО ПО-РУССКИ!»

на кафедре теории языка и межкультурной коммуникации

 

С 10 по 31 мая 2006 г. под руководством д.ф.н., проф. А.А. Романова сотрудниками кафедры теории языка и межкультурной коммуникации ТГСХА д.ф.н., проф. О.Н. Морозовой, к.ф.н., доц. С.Э. Носковой, к.ф.н., асс. Л.А. Романовой совместно с отделением прикладной лингвистики ТвГУ была проведена межвузовская олимпиада по русскому языку и культуре речи «Говорим правильно и хорошо по-русски!».

Перед олимпиадой ставились просветительские и воспитательно-образовательные задачи. Она ориентирована на то, чтобы, во-первых, расширить интерес молодого поколения к русскому языку и запечатленной в нем многовековой культуре народа; во-вторых, показать тверскому студенчеству (независимо от специализации), что владение литературным языком предполагает не только знание правил правописания и постановки знаков препинания, не только знание речевого этикета и норм культуры речи. Олимпиада призвана прежде всего раскрыть творческие возможности участников, носителей языка, дать им продемонстрировать свои знания и умение владеть русским словом, используя богатые возможности его выразительности и точности; выявить логику языка в передаче и оценке особенностей современной жизни; развить «чувство языка» нашего молодого современника, активизировать его «генетическую языковую память», которая позволяет ему однозначно определять «русскость» того или иного текста, различать глубокие историко-культурные пласты, скрывающиеся за привычным обиходным способом выражения, строить на языковой основе умозаключения о специфике русского мировидения и русского национального характера.

В соответствии с этими целями в основу концепции языка в заданиях Олимпиады положено трехуровневое его представление, которое складывается из а) уровня лексико-грамматической правильности (собственно «язык», язык в узком смысле слова), включающего задачи на правильное понимание значений слов и их употребление, на смысловую точность словосочетаний и правильность построения синтаксических конструкций, на соответствие формо- и словообразовательных операций закономерностям русского языкового строя и т.п.; б) уровня отраженного в языке «образа мира», или национальной языковой «картины мира», элементы которой скрыты от прямого наблюдения, входят в значение слов в неявном виде, но проявляют себя в пословицах и поговорках, во фразеологизмах и крылатых словах, в символах и схемах типовых национально-культурных ситуаций, в устном народно-поэтическом творчестве и др.; в) уровня вербально выраженных оценок, интересов, идеалов, мотивов и намерений по отношению к действительности, как она запечатлена в языковой картине мира; эти оценки, интересы, идеалы, мотивы и намерения определяют национальную специфику коммуникативного поведения, ими руководствуется носитель языка в практической повседневной деятельности, они формируют менталитет языковой личности.

Задания олимпиады распределены по трем названным уровням и разделены на два этапа. В первом этапе акцент сделан на уровне лексико-грамматической правильности, хотя здесь частично представлены и относительно простые задачи на понимание и выявление участниками элементов русской языковой картины мира и характеристик национального менталитета. Второй этап также включает задания всех трех уровней, но более высокой сложности, причем здесь уже преобладают задачи, связанные с картиной мира и менталитетом. Порядок расположения заданий в программе обоих этапов произволен, никак не обусловлен отнесенностью задания к одному из трех уровней и подчиняется, в основном, принципу разнообразия. (Задания по двум этапам олимпиады прилагаются.)

Первый этап – внутривузовский / межфакультетский (10-20 мая 2006 г). В первом этапе участвуют студенты 1 курса зооинженерного факультета ТГСХА, 1 курса агрономического факультета ТГСХА, 2 курса отделения прикладной лингвистики филологического факультета ТвГУ. По результатам первого этапа олимпиады были определены победители. Второй этап – межвузовский (31 мая 2006 г.) являлся заключительным этапом олимпиады.

Жюри межвузовской олимпиады подводило итоги каждого этапа и принимало решение открытым голосованием. Комиссия по проверке результатов олимпиады (жюри) в составе д.ф.н., проф. А.А. Романова, д.ф.н., проф. О.Н. Морозовой, к.ф.н., доц. С.Э. Носковой, к.ф.н., ассист. Л.А. Романовой определила победителей 1-го и 2-го этапов межвузовской олимпиады.

По итогам второго этапа олимпиады «Говорим правильно и хорошо по-русски!» были определены победители: Шеронова И. (З-13), Харламова В. (З-11), Смирнова Н. (З-13), Эльгард Е. (З-11).