Т.В. Морозкина

Ульяновский государственный университет

 

МОДАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ МОДУС ВЫСКАЗЫВАНИЯ СУБЪЕКТА РЕЧИ ВО ВНУТРЕННЕЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Одна из актуальных проблем прагматики речевого общения связана с проблемой восприятия речи, эмоциональной реакцией, выражением скрытой оценки коммуниканта, иначе говоря, с когнитивными способностями субъекта речи. В современной когнитивной парадигме языковая деятельность рассматривается как один из модусов когниции – способности субъекта познавать, воспринимать, представлять (Демьянков, 1994: 26).

В лингвистике проблема языковой личности исследовалась в различных направлениях: психолингвистике – Ю.А. Сорокин (1979), А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев (1997: 187), лингвистике текста – Ю.Н. Караулов (1987: 3), прагмалингвистике – И.П. Сусов (1989: 9-16), А.А. Романов (1999), филологической герменевтике – Г.И. Богин (1982: 3-4).

В аспекте изучения рефлексивного дискурса в фокус исследования помещена коммуникативная фигура носителя когниции – рефлектирующего субъекта (PC). Под рефлектирующим субъектом следует понимать коммуниканта, речевая деятельность которого осуществляется в двух режимах коммуникации: во внутренней коммуникации – в форме внутреннего диалога / монолога, а затем может эксплицироваться во внешней коммуникации в речевой интеракции (Морозкина, 2005: 75). Согласно результатам анализа, характер речемыслительной деятельности индивида определяется следующими личностно-индивидуальными коммуникативными параметрами PC: темперамент, степень коммуникативной доступности (интроверт / экстраверт), интуиция, языковой опыт, рефлексивное сознание (контроль, соотношение внешнего и внутреннего, сознательного и бессознательного, ассоциации, темпоральная соотнесенность высказывания).

Особенности коммуникативного поведения субъекта речи напрямую связаны с модусом. По мысли А.В. Зеленщикова, модус включает ментальное и психическое положение дел, составляет содержание «оценки (в широком смысле) пропозиционального содержания высказывания и, выступая как один из мотивирующих факторов, образует основу продуцирования речевого высказывания» (Зеленщиков, 1997: 141).

Высказывание во внутренней коммуникации, как правило, сопровождается оценочным выражением. С помощью оценки (языковыми средствами) в предложении устанавливается отношение говорящего субъекта в реальной действительности через категорию модальности. Таким образом, модально-оценочный модус в рефлексивном дискурсе проявляется в следующих отношениях:

– оценка собственного коммуникативного поведения PC;

– оценка коммуникативного поведения речевого партнера;

– оценка хода коммуникативной ситуации.

В зависимости от того, что выступает в качестве объекта модально-оценочного суждения субъекта речи, мы выделяем следующие типы оценки:

1) субъективная (оценка своего поведения);

2) аспектуальная (оценка коммуникативного поведения речевого партнера и обстановки в режиме реальной коммуникации);

3) модальная (оценка хода речевой ситуации, оценка взаимоотношений между коммуникантами).

Данный фрагмент дискурса раскрывает уровни оценочного выражения во внутренней коммуникации субъекта речи:

– После съемок мы поедем развлекаться. Посидим часок в «Эль Марокко», – сказала Наташа. – Поедите?

Я не стал отвечать. Разумеется, я не мог поехать с ними. Для таких развлечений я был слишком беден. Придется объяснить ей это потом. Не очень приятная перспектива. Но время еще есть. Пока я плыл по течению...

После того, как туалеты были уложены в картонки, я объяснил Наташе, что не могу идти со всей компанией в «Эль-Марокко». Я уже знал, что это самое дорогое ночное кабаре в Нью-Йорке...

Я больше не протестовал. День кончался для меня неожиданно: я увидел жизнь в самых ее разных обличьях – сперва мне было смешно, потом я испытал чувство чистой благодарности. Меня уже не удивляло, что мы сидим в одном из отдельных кабинетов в «Эль-Марокко». Мне казалось, что я брел по пустыне и вдруг увидел оазис. Так выглядит мирная жизнь, размышлял я. Мирная жизнь, которой я не знаю; так выглядит беззаботность, которой я никогда не испытывал. Хорошо, что такое еще существует. Я сидел в компании незнакомых людей, и эти люди мне были ближе и приятней, которых я прекрасно знал. Я сидел рядом с красивой женщиной. Я был жалким приживалой, я пил чужое шампанское, – и у меня было такое чувство, что это совсем иная жизнь дана мне взаймы всего на один вечер (Ремарк, 1990: 277-278).

Разделяя точку зрения Е.М. Вольф о приоритете субъективного фактора оценки (Вольф, 2002: 68), в анализируемом примере PC следует рассматривать в качестве субъекта оценки по отношению к событиям реальной действительности, к своему коммуникативному поведению, а также своего речевого партнера.

Восприятие нового и его осмысливание создают предпосылку переживания воспринятого во внутреннем монологе субъектом оценки. Модально-оценочный модус выражается на лексико-грамматическом уровне (ментальные предикаты с дейктическими элементами, модальные предикаты, модальные слова и частицы), а также на логико-грамматическом уровне (отношение содержания высказывания говорящего к действительности). В данном высказывании экспликация модально-оценочного модуса осуществляется при использовании лексико-грамматических средств:

– глаголы мысли: я уже знал; я размышлял;

– глагол-синоним по отношению к модальному: мне казалось;

– ментальные предикаты: я увидел жизнь в самых ее разных обличьях – сперва мне было смешно, потом я испытал чувство чистой благодарности; меня уже не удивляло, что...; у меня было такое чувство...;

модальные слова: совсем иная жизнь; уже знал; меня уже не удивляло; хорошо, что такое еще существует;

– сравнение как разновидность метафоры: Мне казалось, что я брел по пустыне и вдруг увидел оазис.

Анализ данного примера показывает, что при выражении модальности в высказывании в предложении наиболее часто используются предикаты, выполняя функцию так называемых проводников модальности.

Согласно мнению А.З. Фефиловой, такие языковые средства являются не только ориентирами и носителями так называемых фоновых знаний, но и знаний субъективного порядка, например, авторское намерение или отношение автора к содержанию текста (Фефилова, 2000: 98).

На логико-грамматическом уровне высказывания модальное отношение субъекта речи выражается в следующих планах:

– субъект оценки (PC) – объект оценки (реальная действительность): Так выглядит мирная жизнь, размышлял я. Мирная жизнь, которой я не знаю; так выглядит беззаботность, которой я никогда не испытывал. Хорошо, что такое еще существует.

– субъект оценки (PC) – предполагаемые речевые партнеры: Я сидел в компании незнакомых людей, и эти люди мне были ближе и приятней, которых я прекрасно знал. Я сидел рядом с красивой женщиной.

– оценка собственного коммуникативного поведения: Я был жалким приживалой, я пил чужое шампанское, – и у меня было такое чувство, что это совсем иная жизнь дана мне взаймы всего на один вечер.

Так, по мере развития сюжета наблюдается, что коммуникант воспринимает каждый раз что-то новое и переживает его во внутреннем монологе: возможность посещения дорогого ресторана «Эль-Марокко», безмятежная жизнь в Америке, новые знакомства с приятными людьми. Результат рефлективной деятельности коммуниканта прежде всего проявляется на его психо-эмоциональном фоне, становится причиной поэтапного изменения его ментального состояния от вызывающей неуверенности и смятения недоступной роскоши до чувства беззаботности и упоения другой жизнью, данной ему взаймы на один вечер: я увидел жизнь в самых ее разных обличьях – сперва мне было смешно, потом я испытал чувство чистой благодарности.

Следует отметить, что логическую основу выражения оценочного суждения составляет пропозиция, извлекаемая субъектом речи из общего контекста ситуации и осмысливаемая им с учетом фоновых знаний и экстралингвистических факторов коммуникативной ситуации. В рассматриваемом примере пропозициональная установка коммуниканта выражена пропозициональным предикатом казалось: Мне казалось что я брел по пустыне и вдруг увидел оазис. Таким образом, модальность присутствует в смысловой организации текста, что определяет статус модально-оценочного модуса как одной из основных характеристик высказывания.

Итак, результаты анализа позволяют утверждать, что модально-оценочный модус в высказывании индивида во внутренней коммуникации образует выражение многоплановой системы отношений говорящего к самому себе, к реальной действительности, к собеседнику по речевому общению, непосредственно самой теме дискурса в двух режимах коммуникации: внешней и внутренней.

 

Литература

 

1. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. – Калинин, 1982. – 80 с.

2. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. – М.: УРСС, 2002. – 246 с.

3. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В.З. Демьянков // Вопросы языкознания. – 1994. – № 4.

4. Зеленщиков А.В. Пропозиция и модальность. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1997. – 244 с.

5. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.

6. Морозкина Т.В. Коммуникативно-прагматические условия формирования и актуализации рефлексивного дискурса (на материале художественных текстов немецкого и русского языков): Дисс. … канд. филол. наук. – Ульяновск, 2005. – 228 с.

7. Ремарк Э.М. Ночь в Лиссабоне. Тени в раю. Романы: Пер. с нем. – М.: Правда, 1990. – 624 с.

8. Фефилова А.З. Стилистическое прочтение текста на занятиях по немецкому языку как иностранному / Фефилова А.З. // Ученые записки УлГУ. Вып. 2(5). – Ульяновск, 2000.

 

(0,2 п.л.)