Т.А. Ларионова

Университет Н. Нестеровой, г. Москва

 

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

Современное общество предъявляет к гражданам все более высокие требования к уровню владения иностранными языками. Благодаря новым экономическим и политическим отношениям для эффективной профессиональной деятельности необходимо владение иностранным языком на уровне выше, чем разговорный. Поэтому методика обучения иностранным языкам привлекает пристальное внимание многих специалистов. В настоящей статье описан опыт применения метода проектов на занятиях немецким языком (вторым иностранным языком) на факультете иностранных языков Университет Н. Нестеровой.

Процесс обновления российского образования в сфере обучения иностранным языкам создаст условия, в которых педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов обучения. Особое внимание привлекают инновационные технологии обучения, к которым можно отнести технологии проектного обучения. К сегодняшнему дню накоплен определенный опыт организации, проектной деятельности учащихся. Впервые технологии проектного обучения появились в школах США в конце XIX столетия, получив широкое распространение в начале XX века. Основой метода была педагогическая концепция Д. Дьюи. Его взгляды заключались в том, что вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, а процесс обучения строиться исходя из потребностей, интересов и способностей детей. Методическое воплощение идей Д. Дыои разработала педагог Елена Пархерст. Работая в одной из школ г. Дальтон (США), она предложила лабораторный план организации занятий: учителя выдавали письменное задание каждому учащемуся, уроки отменялись. Учащиеся работали над материалом индивидуально и сдавали учителю отчет о проделанной работе. Лабораторный план организации занятий стал известен во всем мире под названием дальтон-плана. И хотя в своем первоначальном варианте он просуществовал недолго (так как учащимся было не под силу самостоятельное освоение учебного материала), дальтон-план считают родоначальником проектного обучения (Софронова, 2004).

В России внедрение проектной деятельности учащихся пришлось на период конца XX столетия, в периоды перемен в общественной жизни, обусловленные сменой философских, социально-политических, экономических и педагогических парадигм. Как правило, активизация технологий проектного обучения связана с усилением потребности в гуманизации общества, школы, с поиском путей создания новых моделей обучения и воспитания, возникающих как следствие разрешения накопившихся противоречий. Гребенщикова В.Ю. показала, что дидактические цели, содержание, целеполагание участников проектной деятельности, источники информации, типология проектов зависят от общеисторических условий, гуманистических воззрений, общенаучных и педагогических парадигм (2003: 31).

Существует много определений метода проектов, но, как правило, они опираются на понятие проектной деятельности учащихся. В основе понятия «проектная деятельность» лежит философское понятие деятельности – это «динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной действительности» (Психология, 1990). Каждый вид деятельности имеет специфические особенности: объект (на что направлена деятельность), цель (наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляет существо его деятельности); средства и способы (позволяют реализовать поставленную цель); процесс (совокупность последовательных действий для достижения цели); результат (чего достигает человек в ходе своей деятельности).

Философский и психологический анализ феномена человеческой деятельности дает основания сформулировать следующие теоретические положения (Шубина, 2001: 10):

• формирование, образование и развитие личности, ее психики и сознания как высшей формы психики может и должно осуществляться в деятельности;

• овладение деятельностью является необходимым условием формирования творческой личности;

• важнейшими признаками деятельности являются ее предметность, целенаправленность, мотивированность, структурированность;

• структура любого вида деятельности должна включать в себя действия, операции и соответствующие им предмет, мотив, условия.

Проектирование обобщенно определяется как деятельность по созданию проекта (лат. projectus – выступающий, брошенный вперед) – прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. При современном подходе проектирование охватывает практически все сферы деятельности и является «технологией работы с будущим, включающей в себя разработку замыслов преобразования мира и их реализацию, в результате которой преобразуемое становится не просто другим (как оно изменилось бы в ходе естественной эволюции), но именно таким, как было задумано» (Новейший философский словарь, 1998: 761). По определению С.М. Шустова «проектная деятельность – вид учебно-познавательной активности учащегося, направленный на освоение профессионального опыта проектировщиков, конструкторов, дизайнеров и овладение специальными (креативными) умственными действиями и операциями в процессе создания продукта — проекта идеального и реального» (Шустов, 2000: 8).

Существуют и другие определения проектирования (Гребенщикова, 2003: 37):

•  деятельность для целенаправленного решения проблемы (Л.Б. Арчер);

•  принятие решений в условиях неопределенности и высокой ответственности за ошибку (М. Азимов);

•  процесс, который кладет начало изменениям в искусственной среде (Д. К. Джонс);

•  информационная подготовка некоторого решения (В. Гаспарский);

•  процесс составления описания, необходимого для создания еще не существующего объекта (В.П. Быков);

•  создание замысла, предвидение,  предугадывание (В.А. Моляко);

• опережающее отражение действительности» тесно связанное с целеполаганием, прогнозированием, разработкой теорий, концепций, программ (Т. М. Кауда).

На основе анализа научно-методической литературы (В.Ю. Гребенщикова, В.М. Монахов, Е.С. Полат, Н.В. Софронова и др.) можно выделить следующие наиболее значимые качества и способности, которые должен проявлять субъект проектной деятельности для достижения продуктивного результата. Необходимо ставить и решать проблемы, иметь развитое продуктивное воображение, что позволяет представить объект в виде образа, сознательно конструировать его, формировать внутренний план действий, манипулируя образом. Субъекту проектирования важно оперировать механизмом анализа через синтез, выявляя в объекте все новые и новые свойства путем включения его в новые связи и отношения.

Таким образом, проектный метод «позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи» (Масюкова, 2001: 14). Этот метод помогает оптимизировать процесс обучения иностранному языку как второму на начальном этапе, повышать и поддерживать мотивацию, создавать такие условия, которые определяли бы возможность решения ситуаций, основанных не на воспроизведении речевых образцов, а на возможности порождения иноязычной речи студентов в ходе общении участников. Метод проектов реализует обозначенную проблему. При применении метода проекта расширяется кругозор обучающихся, ориентация их на избранную профессию, активизируется познавательная деятельность студентов, появляется стимул для их творческой активности. Этому во многом содействует тщательный отбор материала, который определяется степенью его соответствия поднимаемым проблемам, доступностью восприятия студентов определенного курса, педагогической целесообразностью.

На факультете иностранных языков Университета Н. Нестеровой при изучении второго иностранного языка накоплен определенный опыт по применению проектного метода обучения, который можно отнести к инновационным технологиям обучения.

Метод проектов постепенно внедряется в практику преподавателей факультета. Прежде чем начать работу над проектом, с группой работает психолог, который с помощью адаптированных тестов выясняет:

• уровень обученности студентов;

• коммуникабельность;

• работоспособность;

• инициативность;

• интересы студентов;

• планы на будущее;

• отношение к окружающему миру и т.д.

Принимая во внимание все вышеизложенное, необходимо отметить важность образовательной среды – материальных и информационных средств, используемых в образовательном процессе, которые позволяют формировать знания, умения, навыки студентов, а также позволяют выявить некоторые модели деятельности студентов: корректировка своего поведения, проектирование социальных ситуаций, умение отстаивать свою точку зрения. Образовательная среда оказывает существенное влияние на учебный процесс, участниками которого являются преподаватели и студенты, родители и друзья.

В зависимости от темы проекта состав и количество участников может меняться. Однако из опыта работы наиболее успешно реализуется проект в группе из 3-х студентов. Время работы над проектом может быть разным: от двух занятий до семестра. На начальном этапе изучения иностранного языка как второго времени работы над проектом может быть выделено меньше, на третьем и четвертом курсах – два проекта в год. Примерные темы краткосрочных проектов на начальном этапе изучения немецкого языка как второго:

1. Meine Familie (моя семья). (Студенты приносят фотографии семьи, друзей, составляют хронику семьи, рисуют рисунки, подготавливают лексический словарь по теме и т.д.).

2. Meine Heimatsctadt (мой родной город). (Так как многие студенты приехали учиться в Москву из разных городов, интересно увидеть и услышать про город, в котором прошло детство над этим проектом: составляют рассказы-загадки про свой город, работают с географической картой, рассказывают про известных людей своего города).

3. Das Essen (обед). (Студенты приготавливают по возможности любимые блюда, в студенческом кафе факультета ведется обмен рецептов приготовления).

Примером долгосрочного проекта может служить тема: Land, Leute (Германия: страна, люди). Работа над проектом ведется в несколько этапов;

• Работа над темой (овладение лексикой, грамматикой, аудирование и чтение текстов по теме, активизация темы в упражнениях).

• Обсуждение темы будущего проекта. (Каждому студенту раздаются индивидуальные задания проблемного характера). Распределение заданий студентам по интересам.

• Оформление проекта. (Стенгазета, конференция, рефераты, эссе, круглый стол, создание краеведческого журнала, который включает в себя следующие страницы: Geographische Lage, das Klima, die Menschen, die deutsche Bundesländer u.s.w. )

• Подведение итогов (Презентация проекта и его оценка).

В результате совместной работы получается один общий проект. При работе над проектом преподаватель лучше узнает студентов, он становится консультантом, помощником, помогая студентам проявить себя с самой неожиданной стороны.

При работе над проектами мы следуем следующим правилам:

1. Тему формулировать проблемно.

2. Обеспечивать разнообразные виды деятельности.

3. Давать задания небольшими частями.

Приведем пример плана работы студентов над долгосрочным проектом «Die Schule in Russland, die Schule in Deutschland».

3-ий семестр: 1. Сочинение по теме. Подбор пословиц, поговорок, изречений известных людей.

4-ый семестр: 1. Обсуждение тем будущего проекта: «Die Primärstufe, die Grundstufe, die Gesamtschule, die Sonderschule, der Lehrplan, die Fachschule, die Förderklasse, die Hauptschule, die Realschule, die Berufsschule». 2. Сбор материала на родном языке. Посещение московских школ. Интервью с преподавателями. Работа в библиотеке. Обсуждение писем из Германии от друзей, родных, знакомых.

5-ый семестр: 1. Обработка материала. Перевод собранного материала. 2. Оценка преподавателем содержания, внесение коррективов. 3. Доработка студентами материала.

6-ой семестр. 1. Оформление проекта. Подготовка видеоролика. 2. Презентация проекта и оценка его присутствующими. 3. Подведение итогов.

Представленная схема проекта предполагает наличие социальной и личной значимости студента, требует от них интегрированных знаний, умения самостоятельно работать, принимать решения и чувствовать себя коллегами по отношению к преподавателю. Тема образования представляет значимость на современном этапе, это реальная действительность, поэтому проект может «жить дальше». Дальнейшее трудоустройство, представление себя в роли референта, консультанта, журналиста, координатора по связям с общественностью, преподавателя за рубежом (в Германии) все это актуальные вопросы для молодежи, требующие знания иноязычной культуры, реальных жизненных ситуаций. Метод проектов обязывает учитывать личностную сущность обучения, которое приобретает современный характер, где обучающийся не принужден чувствовать себя отчужденным от собственной личности, не лишается того высшего внутреннего синтеза, без которого его существование теряет всякую самостоятельность.

Хотя метод проектов имеет много достоинств, а именно: способствует интересу студентов при изучении иностранного языка, обеспечивает условия для развития всех речевых умений, способствует росту мотивации, но выделяют и недостатки этого метода:

• непривычность данного метода;

• недостаточность подготовки преподавателя;

• сложность планирования определенной серии занятий.

Тем не менее, мы согласны, что «умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся» (Конышева, 2005).

В связи с этим, преподаватели факультета стремятся пересмотреть спои взгляды на преподавание иностранного языка в вузе в свете новых реформ образования. Они не боятся выступать в новой роли – роли консультанта, советчика, соучастника совместной работы, направляя познавательную деятельность студента.

Реализовывая метод проектов, преподаватели опираются в своей деятельности на разработки отечественных и зарубежных психологов, один из основополагающих выводов который основывается на личной деятельности учащегося: «в основе воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993).

При сохранении общей цели обучаемости метод проектов отражает отношения между членами групп, формирует отношение одного субъекта к другому, помогает справляться с проблемами, с определением перспектив своего развития. Все это способствует созданию благоприятных условий для изучения второго иностранного языка и для профессионального становления студентов.

Покажем, что регулярное применение метода проектов при обучении учащихся позитивно влияет на успеваемость учащихся. В 2005/06 учебном году в Университете Н. Нестеровой был проведен итоговый контроль знаний студентов на всех факультетах. Сравним показатели успеваемости на факультете иностранных языков (специальность 022900 – Перевод и переводоведение) со средними результатами по специальным дисциплинам (см. табл.).

 

Табл. Итоговые данные контроля знаний студентов

 

Специальность

 

Гр.

Контингент

студен­тов

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Кол-во опрошенных

Отлично

Хорошо

Удовл.

Неудовл.

абс.

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

022900 – перевод и переводоведение

5

58

54

93,1

19

35,2

23

42,6

12

22,2

0

0

 

В среднем по циклу

 

1344

1247

92,8

318

25,5

498

39,9

355

28,5

76

6,1

 

Из таблицы видно, что по специальности перевод и переводоведение количество оценок «отлично» и «хорошо» больше, чем в среднем по циклу специальных дисциплин, а двоек нет вообще. Таким образом, можно утверждать, что регулярное применение метода проектов повышает эффективность обучения иностранному языку.

 

Литература

 

1. Гребенщикова В.Ю. Информационно-образовательные технологии как фактор развития творчества учащихся в проектной деятельности: Дис. … канд. пед. н. – В.Новгород, 2003. – 31 с.

2. Конышева A.B. Современные методы обучения английскому языку/ Л.В. Конышева. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 176 с.

3. Масюкова К.А. Теория и практика проектной деятельности в системе повышения квалификации работников образования. – М. 2001.

4. Новейший философский словарь. – Мн., 1998. – 761 с.

5. Психология. Словарь / Под ред. Л.В. Петровского, М.Г. Ярошенского. – М., 1990.

6. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 . – 179 с.

7. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2004. – 226 с.

8. Шубина Л.Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников: Автореф. … дис. канд. пед. н. – М., 2001.

9. Шустов С.М. Методические основы организации и проведения проектной деятельности учащихся старших классов в условиях межшкольных учебных комбинатов. – Киров, 2000.

 

(0, 38 п.л.)