И.В. Уткина

Военная академия воздушно-космической обороны,  г. Тверь

 

ЛОКАЛЬНО-ТЕМПОРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ В ВОЕННОЙ УЧЕБНО-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Коммуникативная ситуация – это конкретная ситуация общения, в которую входят следующие компоненты: адресат и адресант, мотив, намерение, место и время. В данной статье рассматривается локально-темпоральный компонент коммуникативной ситуации в военной учебно-профессиональной сфере речевого общения и возможности классификации коммуникативных ситуаций в зависимости от времени и места речевого акта. Как отмечает Н.И. Формановская (2002: 43), следует различать два аспекта локальной и темпоральной характеристики высказывания. Во-первых, партнеры встречаются в точке и в момент коммуникативного контакта – здесь и сейчас, что образует локально-темпоральный каркас речевого акта, действия (я сообщаю тебе); во-вторых, партнеры общаются в каком-то предметном и событийном участке места и времени, что предопределяет событийный план представляемой в высказываниях ситуации.

Военная сфера речевого общения предполагает наличие различных сфер в том числе и  учебно-профессиональной сферы. В.А. Луков и Д.Л. Агранат в своем социологическом и социально-психологическом исследовании (Луков, Агранат, 2005) дают описание и осмысление тех обстоятельств повседневной жизни курсантов милицейских вузов, которые составляют скрытую сторону социализации будущих офицеров. Учеными выделяются три составляющие курсантского бытия: во-первых, плац как ареал профессии, курсантской учебы и военного порядка; во-вторых, зона казармы; в-третьих, сфера «личной жизни». В тоже время это не разные существующие автономно сферы, а некое единство, порожденное социальным институтом с военизированным типом организации. Это разновидность институтов с предельно высоким уровнем социального контроля, где нет существенной дистанции между общественным, частным и личным.

Опираясь на исследования ученых-социологов, выделим разновидности коммуникативных ситуаций в военной учебно-профессиональной сфере. Коммуникативные ситуации, относящиеся к учебно-профессиональной сфере, могут возникать в военном учебном заведении или в учебном центре. Учебные занятия на территории военного учебного заведения проводятся в аудитории, на плацу, на оборудованной техникой местности (полигоне). Помимо обозначенных мест, возникают коммуникативные ситуации в столовой, библиотеке, коридоре, медпункте, кабинете начальника, на хозяйственной территории. Коммуникативные ситуации можно разделить также на две группы: коммуникативные ситуации, при которых коммуниканты находятся в строю, и коммуникативные ситуации вне строя.

Время курсантов регламентировано и в качестве основного регулятора их жизненного ритма выступает распорядок дня. В целом он определяет ритм жизни в военном вузе. Распорядок дня – это документ, утвержденный приказом начальника института. Как правило, имеет разделение на следующие части: до занятий (подъем, физическая зарядка, уборка территории, утренний туалет, утренний осмотр, завтрак, развод на занятия); во время занятий (1-2 час, 3-4 час, 5-6час, 7-8час); после занятий (обед, воспитательная работа, самоподготовка, ужин, личное время, вечерняя прогулка, вечерняя поверка, вечерний туалет, отбой, сон). Курсанту приходится экономно, по делу расходовать свое время: ведь каждая минута заполнена определенным занятием. Специфика такой регламентации, в отличие от режима в других организациях, заключается в том, что она затрагивает весь  день курсанта, даже время, отведенное на сон.

Учитывая приведенную выше информацию о регламентированности временем деятельности курсантов, считаем целесообразным  разделить в зависимости от временного компонента коммуникативные ситуации военного делового общения в учебно-профессиональной сфере на  коммуникативные ситуации, которые возникают до занятий, во время занятий и после занятий. Соотнесем данную классификацию с локальным компонентом, который тесно связан с временным в военной сфере делового общения, и получим следующие выводы. Коммуникативные ситуации военного делового общения в учебно-профессиональной сфере делятся на три группы, имеющие внутренне членение в зависимости от места, происходящих событий. До занятий – в строю: на плацу, в коридоре (перед аудиторией); вне строя: в коридоре, в библиотеке, в столовой, в медпункте, в кабинете начальника, на хозяйственной территории. Во время занятий – в строю: плац (если строевая подготовка); вне строя: в аудитории,  на оборудованной техникой местности (полигон). После занятий – в строю: на плацу, в коридоре; вне строя: в аудитории, в коридоре, в библиотеке, в столовой, в медпункте, в кабинете начальника, на хозяйственной территории.

Анализ коммуникативных ситуаций военного делового общения в учебно-профессиональной сфере подтверждает, что перечисленные выше коммуникативные ситуации являются типичными для военного делового общения и отражают специфику учебно-профессиональной военной сферы.

 

Литература

 

1. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуниативно-прагмати-ческий подход. – М.: Русский язык, 2002.

2. Луков В.А., Агранат Д.Л. Курсанты: Плац. Быт. Секс: Социологическое и социально-психологическое исследование: Научная монография / Предисл. Б.Г. Юдина. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 272с.

 

(0, 15 п.л.)