Е.П. Дема, А.С. Шевченко, Е.А. Шевченко

Тверской государственный технический университет

Тверской государственный университет
 

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

 

Переход России к демократизации всех сфер общественной жизни обусловил необходимость реформирования образования. В проекте Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 23 сентября 1997 года «Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа» отмечается, в частности, необходимость дальнейшего развития образования на базе инновационных программ и указывается, что острой проблемой является отсутствие эффективной системы оценки качества образования учащихся.

Существующая подготовка студентов к педагогической деятельности требует совершенствования традиционных методов и форм обучения, а также поиска и использования новых средств, способствующих формированию будущего учителя. К числу таких средств можно отнести игровую деятельность. В работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.И. Сикорского и др. игра рассматривается как социально-историческое явление, исследуются функции игры в развитии личности, сознания, деятельности. Психологи относят игру к интрогенному поведению, т.е. поведению, детерминированному внутренними факторами личности (потребностями, интересами), в отличие от экстрагенного поведения, определяемого внешней необходимостью. Своеобразие игры заключается в том, что «игра является генеральной формой поведения: все формы экстрагенного поведения могут составить содержание игры» (Узнадзе, 1996).

Наиболее интересная категория игр, включающая игры с разной целевой направленностью, – это имитационные игры. Игровое имитационное моделирование в настоящее время применяется в обучении студентов и слушателей институтов и факультетов повышения квалификации. Игровая деятельность используется в качестве своеобразных тренажеров, с помощью которых студенты, слушатели вовлекаются в компетентную деятельность в новых условиях. Деловые педагогические игры принято рассматривать «как имитацию профессиональной деятельности учителя в тех или иных искусственно воссозданных ситуациях. При этом участники игры либо исполняют определенные роли (учителя, ученика, родителей и т.п.), либо выступают в качестве активных зрителей, оценивающих действия участников. Основной целью педагогической игры является формирование у студентов – будущих учителей умения реализовать свои замыслы и проекты, передавать учащимся знания, оценивать их продвижение, стимулировать к дальнейшей работе» (Моделирование педагогических ситуаций, 1981).

Занятия с применением педагогических игр максимально приближают студентов к условиям работы школы, к деловым взаимоотношениям, ориентируют их на то, чтобы научиться самостоятельно наблюдать педагогические явления, воспитывают стремление к творческому поиску, развивают интерес и склонности к педагогической деятельности. Педагогическая деятельность складывается из постоянного решения взаимосвязанных, взаимопроникающих педагогических задач, которые могут быть успешно решены только на основе анализа конкретной педагогической ситуации. В ходе педагогической игры студенты, используя теоретические знания, выдвигают гипотезы, разрабатывают систему педагогических средств воздействия, выслушивают и критически оценивают мнения товарищей, сотрудничают друг с другом, что способствует приобретению опыта принятия решений и профессионального общения, а также умения анализировать уровень своей подготовленности к профессиональной деятельности.

К основным предпосылкам, обеспечивающим успешность проведения педагогической игры в процессе реализации педагогических задач, следует отнести: осознание и правильную оценку педагогической ситуации; постановку адекватной педагогической задачи; совпадение педагогической меры воздействия с внутренней позицией воспитанника; фактор переживания воспитанником педагогического воздействия, упражнения воспитанников в нравственно-ценностных поступках. Педагогическая игра предполагает отражение учебно-воспитательного процесса реальной школьной обстановки и, вместе с тем, возможность изменить неудачное решение, вернуться назад к определенному моменту и, переиграв его, принять другие варианты решения, оценить их преимущество и недостатки по сравнению с уже опробованными ранее. Анализ игры осуществляется преподавателем совместно с участниками игры в форме дискуссии. Основными критериями оценки игровой деятельности являются: оценка реалистичности игрового процесса; адекватность педагогической задачи и педагогической ситуации; актуальность выбора темы игры; оценка глубины психолого-педагогических знаний участников игры, степень их подготовленности к ней; правильность исполнения роли и эффективность взаимодействия с другими участниками игры; учет психологических и возрастных особенностей объектов игрового воздействия; принятие правильных практических решений и внесение конкретных предложений по рассматриваемой проблеме; анализ самооценки участников игры; активное участие в обсуждении действий и предложений других участников игры.

Таким образом, обучение в игре может предотвратить ошибки, которые возникают у неопытных педагогов в самостоятельной профессиональной деятельности, способствует формированию педагогического мастерства.

В Тверском государственном университете на кафедре педагогики и НОУШ в ряде групп проводились практические и семинарские занятия с использованием педагогических игр. Эффективность обучения с использованием игровых технологий сравнивалась с эффективностью обучения традиционными методами в контрольных группах. Оценка эффективности осуществлялась по окончании курса педагогики по количественному коэффициенту эффективности, предложенному в работе (Шевченко А.С., Шевченко Е.А., 1995). Как показали результаты педагогического эксперимента, эффективность обучения с использованием игровых технологий стабильно выше эффективности обучения традиционными методами.

 

Литература

 

1. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М., 1996.

2. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Т.С. Сухобской. – М., 1981.

3. Шевченко А.С., Шевченко Е.А. Количественная опенка эффективности преподавания учебных процессов // Человек говорящий: Язык, познание, культура. – М.-Тверь, 1995.

 

(0,13 п.л.)