МИР ЛИНГВИСТИКИ И КОММУНИКАЦИИ, № 4 (5) 2006 г.


СОДЕРЖАНИЕ


I. ИССЛЕДОВАНИЯ

А.А. Романов
Тверская государственная сельскохозяйственная академия
ВЕРБАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ В ДИАЛОГИЧЕСКОЙ «ИГРЕ»

Предложен оригинальный подход к анализу конфликтного поведения участников диалога, который позволяет не только выявить типологию конфликтных диалогических проявлений, но и описать ее с помощью вербальных действий согласованного общения. Разработанная автором динамическая модель согласованного общения может быть взята за основу описания вербальных конфликтных ситуаций различного порядка и уровня, если она строится на основе коллективного, игрового (по упорядочению конкретных шагов) продвижения партнеров к разрешению обозначенных претензий и целей.

В.И. Шаховский
Волгоградский государственный педагогический университет
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕРАКЦИЯ ВЛАСТИ И НАРОДА ЧЕРЕЗ ЯЗЫКОВУЮ ИГРУ

В статье выдвигается и обосновывается тезис о языковой игре как об одной из ведущих коммуникативных категорий, реализующих социальную интеракцию членов российского общества. На материале русского языка рассмотрено место и роль языковой игры в интерактивном процессе взаимодействия русского языка и современной среды его обитания – его социокультурного пространства.

А.Г. Баранов
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
ФОРМЫ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ

В данной работе рассмотрена проблематика языка в действии с использованием теории игр, что позволяет расширить круг исследуемых явлений и способствует углублению понимания функциональности в лингвистике. В качестве методологической базы анализа текстовой деятельности предложено понятие «когниотип» как теоретический конструкт – ментально-лингвистическое перевыражение набора компетенций субъекта общения, необходимых ему для осуществления текстовой деятельности.

Е.Г. Романова
Тверская государственная сельскохозяйственная академия
ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО АКТОВ РИТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Реализация ролевых проявлений в игровом ритуальном пространстве, осуществляется в ходе обмена вербальными ритуальными действиями, объединенными в целое общей коммуникативной направленностью таких действий. Установлено, что акты ритуальной вербальной интеракции подразделяются с точки зрения социально событийного взаимодействия, направленного на реализацию целевой программы суггестивного воздействия, на два классы и подклассы.
 


II. МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ И В ШКОЛЕ


Е.П. Дема, А.С. Шевченко, Е.А. Шевченко
Тверской государственный технический университет
Тверской государственный университет

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Существующая подготовка студентов к педагогической деятельности требует совершенствования традиционных методов и форм обучения, а также поиска и использования новых средств, способствующих формированию будущего учителя. К числу таких средств авторы относят игровую деятельность. В ходе педагогического эксперимента было доказано, что эффективность обучения с использованием игровых технологий стабильно выше эффективности обучения традиционными методами.


В.В. Бойков, Н.А. Жукова
Тверской институт экономики и менеджмента
ИЗБЫТОЧНОСТЬ ИСХОДНОГО АНГЛИЙСКОГО ТЕКСТА
ПО СРАВНЕНИЮ С ЕГО РУССКИМ АНАЛОГОМ ПРИ МАШИННОМ ПЕРЕВОДЕ

В статье анализируются основные сравнительные статистические характеристики англоязычных источников и русских аналогов – переводов. В ходе сравнительного анализа английского текста и его переводного варианта были получены сведения о числе и длине слов во входном и выходном текстах, а также определена избыточность по числу слов английского текста в сравнении с его русским аналогом (переводом).


III. ПУБЛИКАЦИИ

Н.А. Белоус
Ульяновский государственный университет
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В КОНФЛИКТНОМ ДИСКУРСЕ

Конфликтный дискурс обладает рядом дескриптивных особенностей, существование которых можно регулировать. Такое качество конфликтного дискурса дает возможность лингвистического проектирования и лингвистической коррекции конфликтных ситуаций. В работе выделены интенсификаторы и прагматические нейтрализаторы конфликтного дискурса, описаны психотипические свойства личности, инициирующей конфликт.

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
 

Е.К. Черничкина
Волгоградский государственный педагогический университет
К ВОПРОСУ ИСКУССТВЕННОГО БИЛИНГВИЗМА

Статья посвящена рассмотрению «болевых точек» искусственного билингвизма в парадигме коммуникативной лингвистики. Становление коммуникативной личности искусственного билингва происходит на учебной площадке в рамках научающей коммуникации, которую можно считать одной из моделей межкультурной/межъязыковой коммуникации.

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.

И.В. Михайлова
Томский политехнический университет
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА «В СТИЛЕ СОБЛАЗНА» В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ «ЖЕНСКИХ» ЖУРНАЛАХ

В статье предложено рассмотрение особенностей языковых средств определенного образа «в стиле соблазна» на примере англоязычных журналов. Представленный анализ демонстрирует недостатки и преимущества языковых маркеров, формирующих каждый конкретный образ.

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
 

А.А. Мамедгасанова
Тверская государственная сельскохозяйственная академия
КОНЦЕПТЫ «ДОМ», «СЕМЬЯ», «ОЧАГ» КАК ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

Для выявления особенностей разных языковых картин мира были рассмотрены концепты «дом», «семья», «очаг» в русском и азербайджанском языках. Целью сопоставления явилось обнаружение как общечеловеческих характеристик свободных ассоциаций, связанных с данными концептами у разных народов, так и на национально-культурно обусловленных.

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.

 

О.В. Кочнева
Тверская государственная сельскохозяйственная академия
КОНЦЕПТ «КАПРИЗ» В ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОМ ОПИСАНИИ

Результатом сравнительного анализа лексикографических статей к слову «каприз» стало выделение гиперонима. В процессе анализа словарных статей стало очевидно, что определяющим словом для понятия «каприз» является компонент «желание».

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.


IV. НАУЧНЫЕ РАБОТЫ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ
«ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДИАЛОГА»

Журнал «Мир лингвистики и коммуникации» продолжает публикацию авторефератов кандидатских и докторских диссертаций, выполненных в русле научной школы «Динамическая модель диалога» под руководством проф. А.А. Романова. Приглашаем читателей к дискуссии по темам научных исследований. Ваши мнения, идеи и критические замечания могут быть опубликованы в следующем номере журнала.


О.П. Богатырева
Тверской государственный университет
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО ЯЗЫКОВОГО ТЕКСТА
(на материале английского языка)

Целью исследования является характеристика функционально-семантических особенностей учебного языкового текста как порождаемого и функционирующего в целях обучения учащихся английскому языку. Были рассмотрены сущностные характеристики «учебного языкового текста»; установлены конститутивные признаки учебно-языкового дискурса; выявлены модели текстообразования, наиболее конструктивные с точки зрения освоения учащимися текстов в социально-адекватном иноязычном общении; рассмотрены средства регуляции учебного восприятия текста.

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.


V. ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

А.А. Романов, О.Н. Морозова, С.Э. Носкова

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПРОФ. З.У. БЛЯГОЗА
«ДВУЯЗЫЧИЕ: СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ, ФОРМЫ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ
. – Майкоп, 2006. – 150 с.»

Рецензируемое учебное пособие посвящено актуальным проблемам двуязычия и интерференции в условиях существования индивидов в поликультурном социуме. Исследование проведено на материале русского и адыгейского языков. Актуальность решения проблем билингвального образования неоспорима, поскольку разработка двуязычия должна способствовать сближению народов, мирному решению вопросов сосуществования, выработке навыков уважительного отношения к культуре и языку, традициям и обычаям других народов.


VI. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

1-3 декабря 2006 г.
Студенты Тверского института прикладной лингвистики и массовых коммуникаций при ТГСХА вернулись с победой с Международной студенческой олимпиады, которая проходила в Белгороде
подробнее…

декабрь, 2006 г.
Начата подготовка студентов отделения подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации Тверского института прикладной лингвистики и массовых коммуникаций при ТГСХА к участию во Всероссийском межвузовском студенческом конкурсе сочинений на иностранном языке.

подробнее


НАШИ АВТОРЫ

Баранов А.Г.
Белоус Н.А.
Богатырёва О.П.
Бойков В.В.
Дема Е.П.
Жукова Н.А.
Кочнева О.В.
Мамедгасанова А.А.
Михайлова И.В.
Морозова О.Н.
Носкова С.Э.
Романов А.А.
Романова Е.Г.
Черничкина Е.К.
Шаховский В.И.
Шевченко А.С.
Шевченко Е.А.
 

АНОНСЫ 2007

Выпуск первого номера журнала «Мир лингвистики и коммуникации» планируется в марте 2007 г. Научные статьи принимаются до 15 марта 2007 года. Первый раздел журнала планируется посвятить теме...
подробнее...