МИР ЛИНГВИСТИКИ И КОММУНИКАЦИИ, № 4 (5) 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ИССЛЕДОВАНИЯ
А.А. Романов
Тверская государственная сельскохозяйственная академия
ВЕРБАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ В ДИАЛОГИЧЕСКОЙ «ИГРЕ»
Предложен оригинальный подход к анализу конфликтного поведения участников диалога, который позволяет не только выявить типологию конфликтных диалогических проявлений, но и описать ее с помощью вербальных действий согласованного общения. Разработанная автором динамическая модель согласованного общения может быть взята за основу описания вербальных конфликтных ситуаций различного порядка и уровня, если она строится на основе коллективного, игрового (по упорядочению конкретных шагов) продвижения партнеров к разрешению обозначенных претензий и целей.
В.И. Шаховский
Волгоградский государственный педагогический университет
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕРАКЦИЯ ВЛАСТИ И НАРОДА
ЧЕРЕЗ ЯЗЫКОВУЮ ИГРУ
В статье выдвигается и обосновывается тезис о языковой игре как об одной из ведущих коммуникативных категорий, реализующих социальную интеракцию членов российского общества. На материале русского языка рассмотрено место и роль языковой игры в интерактивном процессе взаимодействия русского языка и современной среды его обитания – его социокультурного пространства.
А.Г. Баранов
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
ФОРМЫ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ
В данной работе рассмотрена проблематика языка в действии с использованием теории игр, что позволяет расширить круг исследуемых явлений и способствует углублению понимания функциональности в лингвистике. В качестве методологической базы анализа текстовой деятельности предложено понятие «когниотип» как теоретический конструкт – ментально-лингвистическое перевыражение набора компетенций субъекта общения, необходимых ему для осуществления текстовой деятельности.
Е.Г. Романова
Тверская государственная сельскохозяйственная академия
ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО АКТОВ РИТУАЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ
Реализация ролевых проявлений в игровом ритуальном
пространстве, осуществляется в ходе обмена вербальными ритуальными действиями,
объединенными в целое общей коммуникативной направленностью таких действий.
Установлено, что акты ритуальной вербальной интеракции подразделяются с точки
зрения социально событийного взаимодействия, направленного на реализацию целевой
программы суггестивного воздействия, на два классы и подклассы.
II. МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ И В ШКОЛЕ
Е.П. Дема, А.С. Шевченко, Е.А. Шевченко
Тверской государственный технический университет
Тверской государственный университет
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ КАК
СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Существующая подготовка студентов к педагогической деятельности требует совершенствования традиционных методов и форм обучения, а также поиска и использования новых средств, способствующих формированию будущего учителя. К числу таких средств авторы относят игровую деятельность. В ходе педагогического эксперимента было доказано, что эффективность обучения с использованием игровых технологий стабильно выше эффективности обучения традиционными методами.
В.В. Бойков, Н.А. Жукова
Тверской институт экономики и менеджмента
ИЗБЫТОЧНОСТЬ ИСХОДНОГО АНГЛИЙСКОГО ТЕКСТА
ПО СРАВНЕНИЮ С ЕГО РУССКИМ АНАЛОГОМ ПРИ МАШИННОМ ПЕРЕВОДЕ
В статье анализируются основные сравнительные статистические характеристики англоязычных источников и русских аналогов – переводов. В ходе сравнительного анализа английского текста и его переводного варианта были получены сведения о числе и длине слов во входном и выходном текстах, а также определена избыточность по числу слов английского текста в сравнении с его русским аналогом (переводом).
III. ПУБЛИКАЦИИ
Н.А. Белоус
Ульяновский государственный университет
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В
КОНФЛИКТНОМ ДИСКУРСЕ
Конфликтный дискурс обладает рядом дескриптивных особенностей, существование которых можно регулировать. Такое качество конфликтного дискурса дает возможность лингвистического проектирования и лингвистической коррекции конфликтных ситуаций. В работе выделены интенсификаторы и прагматические нейтрализаторы конфликтного дискурса, описаны психотипические свойства личности, инициирующей конфликт.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
Е.К. Черничкина
Волгоградский государственный педагогический
университет
К ВОПРОСУ ИСКУССТВЕННОГО БИЛИНГВИЗМА
Статья посвящена рассмотрению «болевых точек» искусственного билингвизма в парадигме коммуникативной лингвистики. Становление коммуникативной личности искусственного билингва происходит на учебной площадке в рамках научающей коммуникации, которую можно считать одной из моделей межкультурной/межъязыковой коммуникации.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
И.В. Михайлова
Томский политехнический университет
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА «В СТИЛЕ СОБЛАЗНА» В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ
«ЖЕНСКИХ» ЖУРНАЛАХ
В статье предложено рассмотрение особенностей языковых средств определенного образа «в стиле соблазна» на примере англоязычных журналов. Представленный анализ демонстрирует недостатки и преимущества языковых маркеров, формирующих каждый конкретный образ.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
А.А. Мамедгасанова
Тверская государственная сельскохозяйственная академия
КОНЦЕПТЫ «ДОМ», «СЕМЬЯ», «ОЧАГ» КАК ОСОБЕННОСТИ
НАЦИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ
Для выявления особенностей разных языковых картин мира были рассмотрены концепты «дом», «семья», «очаг» в русском и азербайджанском языках. Целью сопоставления явилось обнаружение как общечеловеческих характеристик свободных ассоциаций, связанных с данными концептами у разных народов, так и на национально-культурно обусловленных.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
О.В. Кочнева
Тверская государственная сельскохозяйственная академия
КОНЦЕПТ «КАПРИЗ» В ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОМ ОПИСАНИИ
Результатом сравнительного анализа лексикографических статей к слову «каприз» стало выделение гиперонима. В процессе анализа словарных статей стало очевидно, что определяющим словом для понятия «каприз» является компонент «желание».
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
IV. НАУЧНЫЕ РАБОТЫ В РАМКАХ
НАПРАВЛЕНИЯ
«ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДИАЛОГА»
Журнал «Мир лингвистики и коммуникации» продолжает публикацию авторефератов кандидатских и докторских диссертаций, выполненных в русле научной школы «Динамическая модель диалога» под руководством проф. А.А. Романова. Приглашаем читателей к дискуссии по темам научных исследований. Ваши мнения, идеи и критические замечания могут быть опубликованы в следующем номере журнала.
О.П. Богатырева
Тверской государственный университет
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО ЯЗЫКОВОГО ТЕКСТА (на материале английского языка)
Целью исследования является характеристика функционально-семантических особенностей учебного языкового текста как порождаемого и функционирующего в целях обучения учащихся английскому языку. Были рассмотрены сущностные характеристики «учебного языкового текста»; установлены конститутивные признаки учебно-языкового дискурса; выявлены модели текстообразования, наиболее конструктивные с точки зрения освоения учащимися текстов в социально-адекватном иноязычном общении; рассмотрены средства регуляции учебного восприятия текста.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
V. ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
А.А. Романов, О.Н. Морозова, С.Э. Носкова
Тверская государственная сельскохозяйственная академия
РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ
ПОСОБИЕ ПРОФ. З.У. БЛЯГОЗА
«ДВУЯЗЫЧИЕ: СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ, ФОРМЫ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ И ЕЕ
РАЗНОВИДНОСТИ. – Майкоп,
2006. – 150 с.»
Рецензируемое учебное пособие посвящено актуальным проблемам двуязычия и интерференции в условиях существования индивидов в поликультурном социуме. Исследование проведено на материале русского и адыгейского языков. Актуальность решения проблем билингвального образования неоспорима, поскольку разработка двуязычия должна способствовать сближению народов, мирному решению вопросов сосуществования, выработке навыков уважительного отношения к культуре и языку, традициям и обычаям других народов.
VI.
НАУЧНАЯ
ЖИЗНЬ
1-3 декабря 2006 г.
Студенты Тверского института прикладной лингвистики и массовых коммуникаций при
ТГСХА вернулись с победой с Международной студенческой олимпиады, которая
проходила в Белгороде
подробнее…
декабрь, 2006 г.
Начата подготовка студентов отделения подготовки переводчиков в сфере
профессиональной коммуникации Тверского института прикладной лингвистики и
массовых коммуникаций при ТГСХА к участию во Всероссийском межвузовском
студенческом конкурсе сочинений на иностранном языке.
подробнее…
Баранов А.Г. Белоус Н.А. Богатырёва О.П. Бойков В.В. Дема Е.П. Жукова Н.А. Кочнева О.В. Мамедгасанова А.А. Михайлова И.В. |
Морозова О.Н. Носкова С.Э. Романов А.А. Романова Е.Г. Черничкина Е.К. Шаховский В.И. Шевченко А.С. Шевченко Е.А. |
Выпуск первого номера журнала «Мир
лингвистики и коммуникации» планируется в марте 2007 г. Научные статьи
принимаются до 15 марта 2007 года. Первый раздел журнала планируется посвятить
теме...
подробнее...