3. В.И. Шаховский

Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград

Идентификационный номер 0420700038\0003 

НЕКОТОРЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕЗОНИРОВАНИЯ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Эмоции сегодня в моде. Они охватили все коммуникативное пространство Homo loquens: СМИ, политику, бытовое и художественное общение, в том числе подростковое и молодежное. Эмоции явно стали важнейшими компонентами разума, мышления и языкового сознания современного человека, принадлежащего к любой лингвокультуре.

Это объясняется бурными, глобальными событиями в мире, широкими открытыми контактами между народами и все усиливающейся тенденцией к агрессивности в отношениях внутри одной страны и между разными странами (см.: Северный Кавказ, Ирак, Израиль и Ливан, Иран и др.) и между отдельными людьми (Агрессия, 2004).

Кроме этого, широкое использование эмоций объясняется и общим, глобальным эмоциональным раскрепощением человека, который перестал бояться открыто проявлять свои эмоции в обществе. Теперь уже является общепризнанным такой вид коммуникации, как эмоциональная коммуникация, и такие речевые акты, как эмотивные.

Остававшееся долгое время авторитетным мнение Э. Сепира о том, что эмоции не представляют никакого интереса для лингвистики (поскольку они не являются составляющими семантики слова и потому не присущи самому слову) и что лингвисты отказываются терпеть эмоции в своих исследованиях (Sapir, 1921), сегодня является устаревшим, так как не соответствуют действительному состоянию науки о языке (Goleman, 1997; Шаховский, 1988, 2004, 2006). Уже не оспаривается тот факт, что эмоции являются мотивационной основой сознания и языкового поведения. Фактически Homo loquens является Homo sentience, так как люди в своем общении друг с другом не могут обойтись без эмоций. Коммуникативный успех, счастье, радость возможны только при условии адекватного общения людей друг с другом. Именно этим объясняется тот факт, что в многочисленных научных исследованиях специально или попутно затрагиваются вопросы теории и семиотики эмоций, их концептуализации и вербализации.

Ключом к изучению человеческих эмоций является сам язык, который номинирует эмоции, выражает их, описывает, имитирует, симулирует, категоризует, классифицирует, структурирует, комментирует, изобретает искренние и неискренние средства для их экспликации / импликации, для манифестации и сокрытия, предлагает средства для языкового манипулирования и моделирования соответствующих эмоций. Именно язык формирует эмоциональную картину мира представителей той или иной лингвокультуры.

Какие знания являются достоянием современной эмотиологии? Определенная эмоция всегда вызывается какой-нибудь специфичной и абстрактной ситуацией, которую мы называем типовой ситуацией (категориальной). Например, эмоция страха обусловлена предвосхищением какого-либо зла (часто неопределенного, но часто заведомо известного и ожидаемого), так как эта эмоция может причинить горе или разрушение. А эмоциональная категориальная ситуация (далее – КЭС) тревоги связана с неопределенным злом и непредвиденными ожиданиями опасности, которые нельзя просчитать. Существует логика отношений между типовой ситуацией и эмоцией, и это соотношение делает такую ситуацию категориальной. Например, несправедливость вызывает гнев, предательство может вызвать ярость и т. д. Каждый это знает и может ожидать вслед за своим поступком соответствующую эмоцию.

Все КЭС градуированы, и знание теории эмоций (Шаховский, 1988, 2004, 2006) позволяет говорящему манипулировать (моделировать топосы своей вербалики) и снижать или усиливать силу моделированной или вызываемой эмоций, так как это знание позволяет говорящему предвидеть эмоциональную реакцию своего партнера.

Лингводидакты также должны знать, что любая речевая интерпретация изначально имеет явный или скрытый эмоциональный заряд, который основан на эмоции интереса (выгодно / невыгодно; удобно / неудобно; нравственно / безнравственно). Эмоции Homo loquens выполняют функцию катализатора его креативной способности. Эти способности зависят от эмоционального состояния человека, которые обусловливают его эмоциональный резонанс (резонирование) на различные события, происходящие с ним или другими представителями социума, и мотивируют порождение эмотивных знаков для вербализации многочисленных новых контекстуальных понятий: ампутация совести, лжепатриоты, лицо кавказской национальности, лица в масках, положить лицом на асфальт, говорящие головы, оранжевая революция, розовая революция, печальный груз, ходячие удобрения, СМИсители и др. Создание таких понятий начинается с восстановления эмоциональных следов памяти языковой личности, связанных с ее предыдущим индивидуальным и/или видовым эмоциональным опытом. Эти следы восстанавливаются в виде образов, хранящихся в эмоциональной памяти, и открывают новые эмоциональные валентности языковых единиц, согласующиеся с новой эмоциональной ситуацией при перенесении в нее прошлого опыта. При этом автоматический поиск эмоционального резонанса, который отбирает и распределяет в эмоциональной памяти различные образы, не переходит определенных универсальных порогов распознавания, благодаря чему вербализация и понимание эмоционального резонирования адекватно для всех коммуникантов данного языкового сообщества. Так, восприятие слова «ампутация» основывается на рациональном знании, которое первоначально возникает в сознании человека, но затем (в случае имеющегося личностного опыта) сопровождается эмоциональным знанием / опытом / переживанием. События в Челябинском курсантском училище и их воспроизведение в памяти российских рядовых коммуникантов являются основой для адекватного восприятия ими авторского сочетания «ампутация совести»: при сочетании слова «ампутация» (ног у курсанта Сычова) со словом «совесть» («ампутация совести») возникает новое контекстуальное эмоционально крашенное понятие российской действительности. Эмоциональный резонанс, вызываемый таким словосочетанием и выраженным в нем понятием, оказывается шокирующим: из двух нейтральных слов, соединенных в один композит благодаря вскрывшимся эмоциональным валентностям, и особому дискурсу создано новое эмоциональное понятие и новый эмоциональный образ – эндосепт, который еще долго будет выполнять роль эмоционального резонатора в русском коммуникативном пространстве.

 

Литература

 

1.            Агрессия в языке и речи. / Под ред. И.А. Шаронова. – М., 2004.

2.            Шаховский В.И. Категориальная эмоциональная ситуация в свете теории и семиотики / В.И. Шаховский // Речевая деятельность. Языковое сознание. Общающиеся личности. – Тез. докл. на ХY межд. симпозиуме по психолингвистике и теории коммуникации. – М.–Калуга, 2006.

3.            Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе: Дис. … д-ра филол. н. – М., 1988.

4.            Шаховский В.И. Лингвокультурология эмоций. – Волгоград, 2004.

5.            Goleman D. The Emotional Intelligence.Bentam Books, 1997.

6.            Sapir E. Language: An introduction to the study of speech. – N.Y., 1921.

(0, 16 п.л.)