6. Л.К. Бородулина

Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

 

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

 

Ключевые слова: методики диагностики навыков вербального общения, дети дошкольного возраста, познавательная активность, увеличение объема словарного запаса

 

Вопрос развития речи детей дошкольного возраста волнует ученых на протяжении многих лет. Сейчас эта проблема снова остро встает перед педаго­гами – практиками и в научных публикациях все чаще встречаются статьи на данную тему. В ходе практических наблюдений было отмечено, что многие дети испытывают трудности в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. Для них проблематично формулирование просьб, ответов на вопросы, инициирование разговора, составление рассказа по сюжетной картинке (серии картинок), составление самостоятельного высказывания. Рассказывая о своих впечатлениях, о проведенном выходном дне, посещении цирка, аттракционов предпочитают использовать эмоционально-выразительные средства: междометья, жесты, показ действий, сопровождаемых звукоподражанием, т.е., выражая свои чувства и эмоции, дети чаще используют паралингвистические средства, нежели опираются на смысловую нагрузку слова.

Проанализировав данные наблюдений, у нас возникли следующие вопросы:

-          в чем причина такого состояния детской речи на выходе из ДОУ?

-         какие факторы оказывают положительное воздействие, а какие влияют отрицательно на развитие речевого общения?

-          что необходимо изменить в работе воспитателей ДОУ, для улучшения состояния речи детей?

-         какие условия необходимо создать для благоприятного развития вербального общения?

Для нахождения ответов на эти и многие другие вопросы было проведено экспериментальное исследование.

На констатирующем этапе нашего исследования мы подготовили и провели входящую диагностику развития детей от 1,5-5 лет по следующим направлениям:

         познавательная активность (где активность понимается как готовность к деятельности, как состояние, которое предшествует и порождает деятельность)

         инициативность ребенка в общении

         объем словарного запаса

         состояние связной речи (у детей 3-5 лет).

После получения результатов диагностики, дети в каждой возрастной группе были разделены на две подгруппы (контрольную и экспериментальную) способом рандомизации.

Обобщив и проанализировав полученные данные, мы получили следующие результаты (в %).

По методикам изучения познавательной активности:

1.            для детей 1,5-3 года: диагностическая ситуация «Незнакомый предмет» (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.)

2.            для детей 3-5 лет: Методика изучение уровня познавательной активности (Дьяченко О.М. , Булычевой А.И.)

 

Полученные результаты:

 

 

1,5-2

2-3

3-4

4-5

эксп.

контр.

эксп.

контр.

эксп.

контр.

эксп.

контр.

Высокий

11,1%

12,5%

11,1%

12,5%

7,7%

8,3%

7,7%

16,7%

Средний (N)

22,2%

50%

33,3%

62,5%

30,7%

25%

38,5%

8,3%

 низкий

77,7%

37,5%

55,6%

25%

38,5%

16,7%

15,3%

16,7%

критический

-

-

-

-

23,1%

50%

38,5%

58,3%

 

По методике изучения инициативности ребенка:

1.                 Диагностическая ситуация «Пассивный взрослый» (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.)

 

Полученные результаты:

 

1,5-2

2-3

3-4

4-5

эксп.

контр.

эксп.

контр.

эксп.

контр.

эксп.

контр.

Проявл. иниц.

11,2%

25%

11,2%

12,5%

23,1%

33,3%

23,1%

33,3%

Поддержниц.

33,3%

25%

22,2%

25%

23,1%

16,7%

23,1%

25%

Заинтересов.

33,3%

25%

44,4%

50%

30,7%

25%

23,1%

16,7%

Не идет на контакт

22,2%

25%

22,2%

12,5%

23,1%

25%

30,7%

25%

 

По методикам изучения словарного запаса ребенка:

1.       для детей 1,5-3 лет: Методика изучения словаря детей ( Г.А. Урунтаева)

2.       для детей 3-5 лет: Методика «Расскажи по картинке» (Немов Р.С.)

 

Полученные результаты:

 

1,5-2

2-3

3-4

4-5

эксп.

контр.

эксп.

контр.

эксп.

контр.

эксп.

контр.

Высокий

33,3%

12,5%

0%

12,5%

23,1%

41,7%

15,4%

41,7%

Средний

33,3%

62,5%

66,7%

62,5%

53,8%

41,7%

53,9%

41,7%

 Низкий

33,4%

25%

33,3%

25%

23,1%

16,6%

30,7%

16,6%

 

По методике изучения связной речи ребенка:

1.                  для детей 3-5 лет: Методика «Составление рассказа по картинке» (Р.Р. Калинина)

 

Полученные результаты:

 

3-4

4-5

эксп.

контр.

эксп.

контр.

Высокий

7,7%

8,3%

7,7%

25%

Средний

38,5%

41,7%

23%

25%

 Низкий

53,8%

50%

7,7%

16,7%

Очень низкий

-

-

61,5%

33,3%

        

При внимательном рассмотрении предложенных таблиц видно, что уровень ниже нормы (низкий) по разным методикам имеют от 20%до 60% детей, это шокирующие цифры. Больше всего настораживает тот факт, что 22-25% детей в возрасте 1,5-3лет и 23-30% в возрасте 3-5 лет не идут на контакт с взрослым, взрослый им не интересен, а ведь именно взрослый человек является для ребенка в этом возрасте источником знаний и носителем культуры и традиций. Также эти цифры говорят о том, что у детей не сформирована потребность в общении, а если нет самой потребности, то говорить о формировании навыка вербального общения не приходится. Познавательная активность развита на низком уровне, в среднем у 49% детей 1,5-3 лет и у 22% детей 3-5 лет. У детей не формируется потребность, познавать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а также отсутствуют предпосылки организации собственной деятельности.

После получения данных диагностики, была проанализирована работа воспитателей и намечен поиск новых путей, методов и приемов коррекционно-развивающей работы по формированию навыка вербального общения. На констатирующем этапе составлена программа развития диалогического общения для каждой возрастной группы. На формирующем этапе эксперимента данные программы апробированы.

После реализации программ в течение 7 месяцев, проведен повторный диагностический срез по тем же методикам, но с измененным стимульным материалом, и получили следующие результаты:

По методикам изучения познавательной активности:

1.            для детей 1,5-3 года: диагностическая ситуация «Незнакомый предмет» (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.)

2.            для детей 3-5 лет: Методика изучение уровня познавательной активности (Дьяченко О.М. , Булычевой А.И.)

 

Полученные результаты:

 

1,5-2

2-3

3-4

4-5

эксп.

контр.

эксп.

контр.

эксп.

контр.

эксп.

контр.

Высокий

66,7%

37,5%

77,8%

25%

38,5%

33,3%

61,5%

25%

Средний

33,3%

50%

22,2%

62,5%

61,5%

33,3%

30,8%

75%

 низкий

0%

12,5%

0%

12,5%

0%

16,7%

0%

0%

критический

-

 

 

 

0%

16,7%

0,7%

0%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По методике изучения инициативности ребенка:

1.                 Диагностическая ситуация «Пассивный взрослый» (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.)

 

Полученные результаты:

 

1,5-2

2-3

3-4

4-5

эксп.

контр.

эксп.

контр.

эксп.

контр.

эксп.

контр.

Проявл. иниц.

33,3%

25%

55,6%

37,5%

46,2%

41,7%

61,5%

50%

Поддержниц.

66,7%

62,5%

44,4%

50%

53,8%

33,3%

38,5%

41,7%

Заинтересов.

0%

12,5%

0%

12,5%

0%

8,3%

0%

8,3%

Не идет на контакт

0%

0%

0%

0%

0%

16,7%

0%

0%

 

По методикам изучения словарного запаса ребенка:

1.       для детей 1,5-3 лет: Методика изучения словаря детей. ( Г.А. Урунтаева)

2.       для детей 3-5 лет: Методика «Расскажи по картинке» (Р.С. Немов)

 

Полученные результаты:

 

1,5-2

2-3

3-4

4-5

эксп.

контр.

эксп.

контр.

эксп.

контр.

эксп.

контр.

Высокий

88,9%

50%

55,6%

25%

84,6%

66,7%

92,3%

41,6%

Средний

11,1%

50%

44,4%

75%

15,4%

25%

7,7%

58,4%

 низкий

0%

0%

0%

0%

0%

8,3%

0%

0%

 

По методике изучения связной речи ребенка:

1.                  для детей 3-5 лет: Методика «Составление рассказа по картинке» (Р.Р. Калинина)

 

Полученные результаты

 

3-4

4-5

эксп.

контр.

эксп.

контр.

Высокий

77%

33,3%

77%

41,7%

Средний

23%

41,7%

23%

25%%

 Низкий

0

25%

0

33,3%

Очень низкий

-

-

0

0

        

Обобщив и проанализировав полученные результаты, отметим динамику развития, как познавательной активности, так и инициативности ребенка в общении. При сравнении результатов входящей и исходящей диагностики, получены следующие результаты: детей 1,5-3 года не идущих на контакт не осталось ни в контрольной , ни в экспериментальной группе. Рост количества детей проявляющих инициативность в общении со взрослым в экспериментальной группе составил 22,1% для детей 1,5-2лет, и 44,4% для детей 2-3 лет. В контрольной группе динамика развития составила 0% для детей 1,5-2лет, и 4,2% в группе 2-3 летних детей. Для детей в возрасте 3-4 лет динамика в экспериментальной группе составила 23,1%, а для детей 4-5 лет – 38,4%, в контрольной на 8,4% и 16,7% соответственно.

Уровень познавательной активности также имеет положительную динамику. В экспериментальной подгруппе возрастной группы 1,5-2 лет, детей с высоким уровнем стало на 55,6% больше чем в начале года, 2-3 лет – на 66,7%, 3-4 года – на 30,8% , 4-5 лет на 53,8%.

Объем словарного запаса также имеет положительную динамику. В экспериментальной группе 1,5-2 года рост составил на 55,6% ,2-3 лет – 55,6%,3-4 лет -61,5%, 4-5 лет - 76,9%. В контрольной группе улучшение результатов следующие: 1,5-2 года – на 37,5%,2- 3 года – на 12,5%,, 3-4 года – на 25%, 4-5 лет – 0%.

При увеличении объема словарного запаса соответственно происходит и рост уровня связной речи. Положительная динамика отмечается в экспериментальной группе 3-5 лет на 69,3%, а в контрольной 3-4 лет - 25%, 4-5 лет – 16,7%.

Таким образом, можно говорить о том, что созданная и апробированная система работы по формированию навыка вербального общения дает стабильно высокие результаты не только в речевом развитии ребенка, но и в интеллектуальном. На примере данной программы мы показали, что формировать потребность в общении и познании окружающей действительности, необходимо начиная с ясельного возраста в ДОУ. Необходим также тесный контакт с родителями воспитанников, т.к. основными воспитателями являются они, а педагоги лишь квалифицированные помощники в этом трудном и ответственном деле – воспитании будущего поколения.

        

(0,29 п.л.)