4. Н.А. Комина

Тверской государственный университет, г. Тверь

 

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Ключевые слова: ролевая игра, учебный процесс, методика преподавания, обучение  иностранному языку

 

Прежде, чем перейти к практической проверке эффективности ролевой игры как обучающего приема, мы считаем целесообразным остановиться на рекомендациях по проведению ролевых игр, разработанных в научно-методической литературе, в частности на таких моментах как:

·                 структурные этапы,

·                 исправление ошибок в ходе ролевой игры,

·                 роль учителя при ее проведении.

 

Структурные этапы ролевой игры

Как и относительно большинства уже рассмотренных сторон этого методического приема, у исследователей нет единой точки зрения относительно способа проведения ролевой игры. Авторы выделяют от 3 до 8 структурных этапов, которые, с нашей точки зрения, можно рассматривать в качестве вариаций простого игрового единства, предложенного И. Вагнером. Оно включает в себя три этапа:

1)         подготовительный этап, в рамках которого происходит ознакомление учащихся с условиями проведения ролевой игры и закрепление необходимого языкового материала;

2)         этап проведения игры, когда учащиеся становятся участниками непосредственного иноязычного общения, обусловленного учебно-речевой ситуацией и заданной ролью;

3)             заключительный этап, который предполагает подведение результатов проведения игры.

Этой схемы проведения ролевых игр придерживается и К. Шустер (он обозначает эти этапы как фаза мотивации, фаза деятельности и фаза рефлексии), а также, согласно исследованиям Е.М. Диановой и Л.Т. Костиной (1988: 91), большинство зарубежных авторов.

Способы проведения ролевой игры, предлагаемые другими исследователями, создаются в результате дробления 1-го или 2-го этапов. Так, английский педагог Л. Джоунс, помимо подготовительного и заключительного этапов в классе, отдельно рассматривает подготовительный и заключительный этап дома. Г.С. Алпатова выделяет в качестве самостоятельных такие этапы, как:

1) представление ролей;

2) постановка учителем коммуникативной задачи;

3) анализ коммуникативной задачи.

Л.А. Сажко (1990: 71) рассматривает отдельно

·  информационно-мотивационный этап,

·  этап первичного ознакомления с речевым материалом данной игры,

·  операционный этап, который предполагает формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.

Некоторые авторы, в частности, Р.С. Алпатова, Л.А. Сажко, И. Вайгманн, вообще не учитывают заключительный этап, останавливаясь на проведении собственно ролевой игры.

С нашей точки зрения, наибольшее внимание подготовительному этапу следует уделять на ранней ступени обучения и в группах с недостаточной языковой подготовкой; при этом не выделять каждую фазу в качестве самостоятельного структурного этапа, а рассматривать их в качестве составных шагов подготовительного.

Для конкретизации этих шагов обратимся к общей модели обучения устной иностранной речи А.А. Алхазишвили (1974: 48). Автор разбивает процесс обучения на следующие этапы:

1.      отработка элементов языкового материала в предречевых упражнениях (уровень речевых операций);

2.             отработка языкового материала в речевых упражнениях (уровень речевых действий);

3.    работы в естественных ситуациях общения.

В качестве особого этапа можно также выделить информирование участников о данной ролевой игре: оно включает в себя ознакомление с учебно-речевой ситуацией, основными игровыми ролями и коммуникативными задачами персонажей.

Заключительный этап как подведение результатов проведения ролевой игры мы считаем обязательным, так как деятельность учащихся должна получить оценку, в противном случае этот способ обучения будет воспринят школьниками и студентами как развлечение и использование его впоследствии не принесет желаемых результатов.

Этот этап может быть во временном плане отделен от второго, но только в том случае, если подведение итогов включает в себя также анализ типичных ошибок и обсуждение коммуникативного поведения участников, особенно если ролевая игра базируется на проблемной игровой ситуации.

Объем структурных этапов ролевой игры может зависеть от места игры в учебном процессе. Чаще всего она используется на заключительном этапе, когда учебный материал уже освоен и учащиеся могут продемонстрировать в игре приобретенные языковые навыки и умения. В этом случае заключительный этап может быть сокращен до минимума.

Мы, со своей стороны, рекомендуем использование ролевых игр на этапе закрепления языкового и речевого материала, так как именно в этом случае реализуются основные ее функции: обучающая и мотивирующая. При использовании ролевой игры на этой стадии обучения целесообразно проведение всех структурных этапов.

Некоторые авторы, например, А.Е. Леванова и Р.С. Полесюк (1995) предлагают использование ролевых игр на стадии введения языкового материала. В таком обучении движение идет не от частного к общему, а от общего к частному. Эта методика работы очень близка проблемному обучению. В этом случае будет логичным сокращение подготовительного этапа до информативного.

Обобщая вышеизложенное, мы можем сформулировать следующие этапы и шаги проведения ролевой игры:

1)      Подготовительный этап:

а) информирование участников о предстоящей игре;

б) отработка элементов языкового материала в предречевых упражнениях;

в) отработка языкового материала в речевых упражнениях;

2)             Проведение ролевой игры.

3)             Заключительный этап:

а) оценка речевой деятельности участников;

б) анализ типичных речевых и языковых ошибок;

в) обсуждение коммуникативного поведения участников игры.

 

Коррекция ошибок в ходе ролевой игры

Отношение преподавателя к ошибкам учащихся на первом и втором этапе проведения ролевых игр принципиально различное. На первом этапе должны исправляться практически все ошибки. На втором этапе это следует делать осторожно, так как в период игры нужно поддерживать желание общаться, желание экспериментировать с новым языковым материалом, потому что ничто так не снижает энтузиазм и рвение, как постоянное исправление ошибок. По наблюдению многих исследователей ролевой игры, одновременно с большой свободой говорения учащиеся проявляют и большую свободу в употреблении некорректных форм. Это происходит по той причине, что навыки учащихся в иноязычном общении еще недостаточно автоматизированы, и основная часть их внимания уходит на содержание высказывания.

Так как использование ролевой игры на уроке иностранного языка рассматривается нами как прием, относящийся к активным методам обучения, то будет целесообразным обратиться к подходу исправления ошибок, предлагаемому Т.А. Китайгородской (1986: 149). Этот подход основывается на следующих позициях:

а)   ошибка – нормальное явление процесса обучения;

б)   исправлять нужно ошибки, а не учащегося;

в)   нельзя исправлять ошибку, допущенную обучаемым в момент творческого речевого акта;

г)    исправлять ошибку следует тогда, когда она искажает или делает непонятным смысл высказывания;

д)   исправление ошибки должно всегда носить характер предъявления и повторения правильной формы за преподавателем.

Следуя этим принципам, мы полагаем, что ошибки в определенных случаях следует исправлять по ходу игры. При этом объяснение должно носить характер напоминания, а не разъяснения. В других случаях будет целесообразнее лишь фиксировать ошибки учащихся с тем, чтобы на этапе обсуждения результатов игры выявить наиболее типичные.

 

Учитель как организатор ролевой игры

С нашей точки зрения, деятельности учителя при проведении ролевой игры следует уделить особое внимание, так как именно от него в большой степени зависит успех и результативность этого способа обучения.

Очевидно, что и при такой форме обучения учитель остается организатором учебного процесса, однако функции его претерпевают некоторые изменения. Так как на первом и последнем этапах обучения с использованием ролевой игры роль учителя остается доминирующей и деятельность его мало отличается от обычной преподавательской практики, мы уделяем большое внимание функциям учителя при проведении ролевых игр.

Прежде всего необходимо определить задачу преподавателя в ролевой игре. В этом отношении мы разделяем мнение Р.С. Алпатовой, которая утверждает, что необходимо постепенно снижать долю личного участия в игре, увеличивать речемыслительную самостоятельную деятельность учащихся в целях выхода формируемого умения в жизнь, осуществлять переход от внешнего контроля со стороны учителя к внутреннему самоконтролю и самоуправлению учащихся.

Такая формулировка задачи учителя приводит к изменению его роли в процессе обучения. Исследователи ролевой игры предлагают две формы участия преподавателя в такой игре: отходя от организаторской миссии, он либо превращается в стороннего наблюдателя, исполняя функции «живого справочника», либо берет на себя второстепенную роль и выступает в качестве партнера учащихся по общению. Во втором случае он может косвенно управлять группой, предотвращая опасность превращения обучающего процесса в развлечение (а именно такая опасность чаще всего подстерегает недостаточно опытных или недостаточно подготовленных к проведению ролевой игры преподавателей).

При такой форме организации обучения преподаватель должен отказаться от приемов, даже отдаленно напоминающих авторитарный стиль преподавания. Об этом, в частности, говорит А.А. Алхазишвили, указывая на то, что «любой нажим на обучаемого при создании естественных ситуаций может свести на нет естественность общения и, следовательно, привести к неудаче» (1974: 91). Таким образом, преподаватель должен уметь освобождаться от воздействия своего авторитета и становиться равноправным участником игры. Только в этом случае на уроке возникает особый доверительный микроклимат, благоприятный для учебной деятельности.

Г.А. Китайгородская (1986: 166) упоминает еще об одном эффективном средстве преподавателя, которое положительно влияет на успех обучения: это широкое использование различных форм поощрения с помощью как вербальных, так и невербальных средств коммутации.

Таким образом, умелые действия преподавателя при организации и проведении ролевой игры обеспечивают положительное отношение учащихся к такой форме обучения иностранному языку и гарантируют успех и результативность учебного процесса. Но не следует забывать и о том, что проведение ролевых игр требует от преподавателя тщательной предварительной подготовки, полной концентрации и внимания во время игрового процесса, корректности при исправлении ошибок, готовности к быстрому разрешению всех возникающих по ходу игры проблем и сбоев, – то есть высочайшего профессионализма.

 

Литература

 

1.              Алхазишвили А.А. Психологические основы обучения устной иностранной речи. / А.А.  Алхазишвили. – Тбилиси, 1974.

2.              Дианова Е.М., Костина Л.Т. Ролевая игра в обучении иностранному языку. (Обзор зарубежной литературы) / Е.М. Дианова, Л.Т. Костина // Иностранные языки в школе, 1988,  № 3. – С. 90-92.

3.              Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб. пособие. / Г.А.  Китайгородская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Высшая школа», 1986.

4.              Леванова А.Е., Полесюк Р.С. Методы реализации коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам как специальности / А.Е. Леванова, Р.С. Полесюк // Современные средства и методы обучения иностранным языкам в средней школе и вузе: Тез. докл. Всерос. науч.-метод. конф. – Пятигорск: Изд. Пятигор. ун-та, 1995. – С. 52-53.

5.              Сажко Л.А. Обучение устному иноязычному общению с применением ролевой игры в V классе средней школы. Дисс. ... канд. пед. наук. – Киев, 1990.

 

(0, 27 п.л.)