5. Т.А. Ларионова, А.П. Костяев

 

Московская Академия Образования Натальи Нестеровой, г. Москва
Московский государственный открытый университет, г. Москва

 

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА В РОССИИ

 

Ключевые слова: общеобразовательное учреждение, инновационная деятельность, государственный стандарт, методика, синергетика

 

Сегодня в России происходят серьезные перемены, связанные с ее переходом к рыночной экономике и открытому демократическому обществу, вхождением в мировое сообщество. Они находят свое отражение и в системе образования России. Многие школы, университеты, институты и колледжи России получили самостоятельность, не зависят от государства и самостоятельно формируют свои учебные программы с учетом требований государственного стандарта.

В научно-методической литературе проблемам организации деятельности общеобразовательных учреждений инновационного типа уделяется пристальное внимание. Так, П.П. Семенов (1999) показал, что инновационные процессы, которые проходят в школе, приносят большую пользу городу, так как учащиеся активно включены в решение социальных вопросов, проблем населения, выполнение комплекса социально значимых дел. Кроме того, инновационные школы являются центрами передового педагогического опыта, методическими центрами по передаче новых методических средств, приемов, программ и т.д. Важным средством активного взаимодействия с социальным окружением являются регулярные встречи с выпускниками, постоянное изучение общественного мнения в школе, в семьях учащихся, в открытом социуме, на предприятиях, где работают выпускники, влияния средств массовой информации, общественных организаций, вооруженных сил, науки и искусства.

Л.А. Штыкова (2001) разработала модель профессиональной деятельности организатора инноваций в общеобразовательном учреждении, которые во многом можно перенести на учреждение профессионального образования, ею были разработаны алгоритм и критерии эффективности организации инновационной деятельности. Основные положения модели:

1.     Характер инноваций в общеобразовательных учреждениях обусловлен их многообразием, отражает интересы и потребности руководителей конкретной школы, учителей, самих обучающихся и их родителей.

2.     Инновационная деятельность в общеобразовательных учреждениях требует организации, реализуемой ее организатором. Содержание ее деятельности определяется с помощью экспертных методов, которые способны обеспечить квалифицированное мнение о функциональных обязанностях организатора инноваций, заинтересованных участников образовательного процесса.

3.     Деятельность организатора инноваций осуществляется на трех иерархических уровнях внутришкольного управления:

·       организатор инноваций подчиняется директору и коллегиальным органам управления школой, в отношении директора он – советник, консультант, источник информации.

·       организатор инноваций взаимодействует с заместителями директора, обеспечивает межпредметную координацию, проводит исследования по обновлению содержания, организации, технологии обучения и воспитания.

·       организатор инноваций взаимодействует с научно-методическим советом школы, школьными и вузовскими кафедрами, творческими объединениями учителей и учащихся, специализированными функциональными службами (психологической, медицинской, социально-педагогической и др.) и непосредственно с учителями, родителями, учащимися, а также с органами управления образованием (федеральными, республиканскими, городскими и районными), учреждениями системы повышения квалификации, высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, центрами, лабораториями, издательствами и т.п.

4.     Организация инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении предполагает следующее:

·       сбор, обработку, систематизацию, накопление и использование информации об инновациях;

·       ресурсное обоснование и определение механизма практической реализации инновационных процессов;

·       разработку проектов, программ, положений по реализации инновационных процессов и их оценку по определенным критериям;

·       разработку системы контроля, предполагающей постоянное получение информации, т.е. режима педагогического мониторинга: внутреннего (самооценка организатора инноваций) и внешнего (оценивание субъектами 1, 2 и 3 уровней управления).

5. Модель деятельности организатора инноваций – система с функционально-структурной организацией. Это выражается в первичности заданных системе функций. Для разработки модели специалиста необходимо конкретизировать реализуемые им функции. Задать функции организатора инноваций должны компетентные в этой области люди: директора школ, их заместители, учителя высшей и первой квалификационной категории. Оценить их соответствие и необходимость корректировки позволит режим мониторинга.

6. Для описания содержания деятельности организатора инноваций выделены базовые управленческие действия, включающие функции анализа, прогнозирования, планирования и организации, координирования, контроля.

7. Содержание деятельности организатора инноваций:

·       АНАЛИЗ: изучение документов и тенденций развития образования (Министерства образования РФ, Министерства народного образования, территориальных отделов образования), потребностей и возможностей педагогического коллектива в осуществлении инноваций; потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах; фактического состояния экспериментальной работы и т.п.;

·       ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: предвидение изменения ситуации в образовании, их влияния на школу; потребностей в образовательных услугах; последствий запланированных инновационных процессов; возможных результатов в имеющихся конкретных условиях;

·       ПЛАНИРОВАНИЕ: оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработка программ их достижения;

·       ОРГАНИЗАЦИЯ: школьных структур, обеспечивающих внедрение инноваций; мероприятий по повышению профессиональной компетентности участников инновационной деятельности; накопление информации о значимых для школы инновациях;

·       КООРДИНИРОВАНИЕ: организация совместной деятельности участников инновационных процессов, взаимодействие работников школы и представителей сторонних организаций;

·       КОНТРОЛЬ: стимулирование деятельности и обеспечение обратной связи о соответствии хода инновационных процессов и их результатов программам, планам, критериям.

8. Методы деятельности организатора инноваций: организационно-административные (инструктирование, распределение и т.д.); экономические (инициатор материального поощрения учителей, предоставления им творческого отпуска и т.д.); социально-психологические (создание условий для реализации интересов учителей, моральное стимулирование и т.д.); маркетинг – исследование рынка образовательных услуг, пропаганда лучших образцов инноваций, мониторинг результатов.

9. Модель деятельности организатора инноваций служит основой для разработки учебного плана, программы подготовки и процедуры конкурсного отбора на должность, для повышения квалификации работающих организаторов инноваций и составления квалификационной характеристики.

10. Модель деятельности организатора инноваций используется в качестве оценочной шкалы при их аттестации: дает возможность поэлементно по предложенным показателям сравнить деятельность конкретного работника и анализировать ее достоинства и недостатки. Для аттестации привлекаются эксперты. Достоинство такой процедуры аттестации: в модели четкий набор оцениваемых параметров; оценивание с помощью экспертов более достоверно; использование математического аппарата позволяет результаты аттестации (в баллах).

11. Показателем качества профессиональной деятельности организатора инноваций является повышение эффективности организации инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении, которая рассчитывается по определенным критериям.

С.К. Абдулина (2001) в качестве основных принципов конструирования методической системы инновационных школ выбрала: нацеленность на конечный результат; системный, целостный подход к выбору тематики работы всех подразделений; единство формы и содержания методической работы; обусловленность содержания и методики ее организации целями, задачами, профилем, корректирующей и развивающей направленностью; базирование методической работы на результатах всестороннего изучения деятельности педагогического коллектива и учащихся; разнообразие форм и методов; исследовательская направленность; связь с научными и образовательными учреждениями; непрерывность и управляемость методической работы; гибкость и оперативность в координации ее направлений; связь с жизнью; гибкое реагирование на поступающую информацию; творческий, активный характер; оптимальное сочетание индивидуального и группового подходов; гибкость и оперативность управления обучением и развитием педагогических способностей учителя; направленность на сплочение педагогического коллектива вокруг актуальных проблем педагогической науки и практики; преемственность методической работы; взаимосвязь ее субъектов; согласованность и последовательность в осуществлении инновационных преобразований; рациональное распределение времени на учебно-воспитательную и методическую работу и т.д.

В Университете Натальи Нестеровой представительный профессорско-преподавательский состав, продуманная и емкая концепция образования, высокая образовательная планка и качественная профессиональная подготовка способствовали тому, что университет завоевал заслуженный авторитет в сфере образования, а его выпускники востребованы на рынке трудоустройства.

В соответствии с Концепцией образования Университета, на каком бы факультете студент ни учился, будь то экономический, юридический, математический, информационных технологий, туризма и гостиничного бизнеса и т.д., он не должен ограничиваться лишь рамками своей специальности. Как профессионал с университетским дипломом, он обязан получить глубокое гуманитарное образование. Нестерова убеждена, что для любого специалиста знать литературу, историю музыки, историю культуры, философию необходимо (Цыганкова, электронный документ).

Структура университета Натальи Нестеровой включает все уровни непрерывного образования – от детского сада до аспирантуры и системы дополнительного образования (см. рис. 2).

Рис. 2.1. Структура университета Натальи Нестеровой.

 

Инновационная деятельность университета Натальи Нестеровой начинается с детского сада. Группы в садике включают 6-8 малышей, поэтому детям обеспечен индивидуальный подход. Опытные педагоги и воспитатели делают его первые шаги в мир знаний увлекательными, а психологи, работающие в группах, не допустят переутомления.

Следующая ступень непрерывного образования – общеобразовательная школа. Как и во многих частных школах в ней реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании благодаря своей «малокомплектности» (в классе 10-12 человек), наличию психологов, логопедов, других квалифицированных специалистов, в том числе врачей. Комфортные условия (удобная мебель, хорошее питание), организация распорядка учебного дня, позволяющая, помимо уроков, заниматься спортом, совершать прогулки, планировать дополнительные занятия без переутомления и перегрузок. Однако педагоги и руководители постоянно ищут инновационные подходы и успешно применяют их на практике. Так, в школе дети проводят весь день, причем учебники и другие школьные принадлежности детей постоянно находятся в школе.

Каждый год в школе реализуется комплексная целевая программа по одной из тем: например, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Обучение в школе проводится по интегрированным программам, благодаря которым можно сэкономить учебное время за счет более эффективного его использования и расширить кругозор школьников.

Методистами школы была разработана специальная многоуровневая диагностическая методика, позволяющая выявить степень обученности воспитанников. Есть и такие нововведения, которые способствуют лучшей коммуникации школьников (круглые столы) или дифференциации обучения (50-ти бальная шкала оценок). Большое значение в школе придается созданию благоприятной психологической атмосферы на всех уровнях школьной жизни: в педагогическом и ученическом коллективах, между взрослыми и детьми. К ученику относятся как к личности и учитывают его индивидуальные наклонности (Дашковская, электронный документ).

Профессиональное образование реализуется по непрерывной схеме в соответствии с последовательными ступенями подготовки специалистов. Например, на факультете иностранных языков после 4-х лет обучения студенты, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением квалификации «Бакалавр лингвистики». После 5-ти лет обучения и защиты дипломной работы студенты получают диплом специалиста переводчика или преподавателя иностранного языка.

По окончании Университета выпускники работают референтами - переводчиками в различных фирмах, преподавателями иностранного языка в школах, курсовой системе, дошкольных учебных заведениях. Всем желающим Университет помогает в трудоустройстве.

Вместе с тем и на традиционных факультетах необходимо отметить инновационную деятельность (в данном контексте, деятельность, выходящую за рамки обязательного минимума в соответствии с ГОС ВПО). Так, на факультете иностранных языков большая роль отводится международному сотрудничеству и стажировкам в англоязычных странах (США, Англия). Установлены связи с Королевской Школой Английского Языка в Лондоне, куда студенты и преподаватели 2 раза в год выезжают на обучение со сдачей сертификационных экзаменов. Студенты старших курсов участвуют в семинарах Британского совета в Москве и центре «Динтернал». Во время практических занятий и стажировок в Англии они готовятся к сдаче Первого Сертификата, установленного системой Кембриджских сертификатов для пользователей английского языка. С Британским Советом - официальным дистрибьютором образовательных программ Великобритании в России - факультет сотрудничает в течение пяти лет. Его студенты успешно сдают экзамены и получают сертификаты Кембриджского Университета.

Инновационными подразделениями структуры университета Натальи Нестеровой являются институт благородных девиц, академия поэтов и философов, академия живописи, академия танца. Их возникновение и функционирование призвано удовлетворить запросы социальной среды, то есть они являются средством активизации процессов взаимодействия университета с внешней средой, делая, тем самым, университет открытой и развивающейся системой.

Престиж новых структурных подразделений обеспечивается высоким качеством преподавания за счет привлечения специалистов высокого уровня. Так, в ученый совет академии поэтов и философов входят Лекторский В. (доктор философских наук, главный редактор журнала "Вопросы философии"), Николаев П. (доктор философских наук, член-корреспондент РАН), Разлогов К. (доктор искусствоведения), Вознесенский А. (поэт), Мориц Ю. (поэт), Казакова Р. (поэт). Председатель ученого совета – Рабинович В. (доктор философских наук), секретарь – Ушаков И. (главный редактор издательства "Мысль"). Декан факультета – Кедров К., доктор философии и доктор поэзии в одном лице (Сироткина, электронный документ).

Пять лет обучения в Академии поэтов и философов – это ежедневные лекции и семинары по истории и антологии философии, по проблемам языка и лингвистики, по истории русской и мировой литературы и, прежде всего, - поэзии. Это изучение поэтических манифестов от «Поэтики» Аристотеля до поэтики современной, с которой можно знакомиться, общаясь непосредственно с творцами новых поэтических школ: Некрасов В. (концептуализм), Вознесенский А. (неофутуризм), Кедров К. (метаметафора).

Основное обучение по специальности происходит в мастер-классах, возглавляемых известными поэтами России. Именно в мастер-классах изучаются основы современного стихосложения, далеко ушедшего от простой силлабо-тоники XVIII-XIX веков. Это анаграммный, палиндромический, свободный стих, а также смешанная поэтика, характерная для Хлебникова В., когда в современном контексте используется и силлабика, и силлабо-тоника, и виршевый стих, и резкое совмещение стиха и прозы в едином речевом потоке.

Ha мастер-классах изучается и обсуждается творчество самих студентов. Стихи студентов, достигшие уровня современной поэзии, становятся дипломной работой, которая в случае успешной защиты дает право на присвоение специальности «литературное творчество по жанру поэзии». Академия будет всячески способствовать их своевременному изданию. Такую же специальность могут получить талантливые и профессиональные исследователи поэзии. Их дипломные работы носят теоретический характер.

Не имеет аналогов среди учреждений профессионального образования Институт благородных девиц – это современное учебное заведение для девушек, окончивших 9 классов, полупансион. В Институте работают психолог, физиолог и врач. В течение 3 лет девушки получают глубокое всестороннее современное образование, состоящее из нескольких блоков:

·   блок общеобразовательных дисциплин в объеме средней школы;

·   блок дисциплин, соответствующих выбранной специальности;

·   блок дисциплин женского образования.

Институт имеет статус среднего профессионального учебного заведения, поэтому выпускницы получают сертификат об окончании Института Благородных Девиц с набором предметов, соответствующих данному учебному заведению и диплом о среднем профессиональном образовании по одной из выбранных специальностей:

·   организатор туризма;

·   документационное обеспечение управления и архивоведение;

·   преподаватель английского языка в основной школе.

Независимо от выбранной специальности каждая девушка изучает два языка: первый – английский и второй – по выбору (французский, немецкий, испанский). Все домашние задания слушательницы выполняют во второй половине дня. Классная дама отслеживает их выполнение и специалисты-предметники, в случае необходимости, их консультируют.

Помимо обязательной программы здесь предлагается большой выбор дополнительных и факультативных занятий: шейпинг, конный спорт, большой теннис, горные лыжи, театральная студия, литературное творчество, вокал, живопись, основы кулинарии, рукоделие и т.д. Каждая девушка в обязательном порядке выбирает один из музыкальных инструментов (фортепьяно, гитара) и в течение трех лет изучает игру на этом инструменте.

Особое внимание уделяется внеклассной работе и воспитанию культуры досуга: экскурсии по Москве и России, зарубежные поездки, посещение театров, музеев, концертов, кинотеатров, культурно-массовых мероприятий.

Еще одно инновационное направление деятельности Университета Натальи Нестеровой – дистанционное обучение. Дополнительное образование в форме дистанционного обучения университета Натальи Нестеровой предлагает для изучения курсы, такие как:

·       Базовая компьютерная подготовка;

·       Система управления базами данных;

·       Компьютерная графика;

·       Программирование;

·       Автоматизированные технологии в экономике.

Обучаясь в этой системе, каждый слушатель системы дистанционного образования получает собственного тьютора, который:

- организует эффективное изучение курса;

- проверяет и комментирует письменные задания;

- проводит пробное и промежуточное тестирование и выставляет оценки в зачетную книжку;

- проводит групповые тьюториалы (конференции);

- консультирует и поддерживает заинтересованность в обучении на протяжении всего курса;

- предоставляет возможность связываться с ним посредством почты, электронной почты, компьютерных конференций;

- проводит очные экзамены.

На занятиях используют методы интенсификации учебного процесса. Используется дифференцированный подход к слушателям с учетом возраста и различного уровня подготовки.

Важным инновационным нововведением мы считаем систему учебных и производственных практик, разработанную в Университете, налаженные контакты со многими крупными работодателями Москвы позволяют студентам довольно рано начать реальную работу по специальности. В контексте исследования это также направлено на более тесное взаимодействие с социальным окружением и свидетельствует о востребованности выпускников вуза.

В Университете ведется активная научно-исследовательская деятельность. Только в 2005 году были проведены следующие конференции по разнообразным направлениям научной деятельности: «Проблемы совершенствования управления в условиях рыночной экономики», «Геометрия в Одессе – 2005. Дифференциальная геометрия и её приложения», IV ежегодная научная студенческая конференция, «Творчество: взгляд с разных сторон», «Совершенствование управления предприятий сферы услуг» и др.

Видеостудия Университета Натальи Нестеровой была создана в 1997 году как самостоятельное подразделение. Главная ее задача – производство образовательных, просветительских фильмов и программ, основанных на духовно нравственных ценностях и предназначенных для показа по центральным телеканалам.

В этих фильмах идет рассказ не только о судьбах героев, но и об истории России ХХ века, об истории науки, Церкви, философской мысли. История –это не только череда войн, революций, катастроф, но прежде всего жизнь отдельных людей, напряженные поиски человеческого духа и мысли.

Задачам подготовки современного специалиста, всемерного развития его интеллекта служит наша библиотека. Ее основу первоначально составил личный книжный фонд Н.В. Нестеровой в несколько тысяч томов. В настоящее время в библиотеке собрана новейшая отечественная и зарубежная литература по широкому спектру проблем экономики, философии, истории, права, социологии, политологии, психологии, богословия и др. Представлены различные виды изданий: учебники, монографии, справочники, хрестоматии, художественная литература, периодика.

Ценные издания по искусству служат важным пособием при изучении культурологии и искусствознания, а видеокассеты с фильмами, составившими золотой фонд кинематографа, при подготовке будущих специалистов в области кино и телевидения. Особое место в фонде библиотеки занимает раздел учебно-методических материалов и пособий, разработанных преподавателями Университета практически по каждой дисциплине той или иной специальности. Некоторые пособия имеют гриф Министерства образования и рекомендацию к использованию их в других вузах. Учебные материалы ежегодно обновляются, становясь более совершенными и по содержанию, и по оформлению.

Инновационным образованием для российских вузов является ассоциация выпускников Университета Нестеровой. Одной из основных задач ассоциации является «оказание разносторонней помощи Университету в подготовке высококвалифицированных кадров, а также членам организации по повышению их профессионального мастерства» (Университет Натальи Нестеровой 2005/2006, 2005).

Методическая система обучения в Университете Натальи Нестеровой включает как традиционные, так и инновационные методы и формы организации занятий. К традиционным методам обучения можно отнести лекции, лабораторные практикумы и семинары и пр., к инновационным – активное применение информационных и коммуникационных технологий (мультимедиа, Интернет и др.), методы обучения, «обеспечивающие усиление интеллектуального, духовного потенциала студентов: развитие креативного мышления, совершенствование памяти, освоение скорочтения, обогащение информационной культуры» (Нестерова, 2005: 145).

Итак, для эффективного функционирования в структуре учреждения профессионального образования инновационного типа необходимо наличие компонентов трех видов: 1) инвариантных, обеспечивающих стабильность функционирования учреждения (на примере Университета Натальи Нестеровой – это традиционные факультеты); 2) вариативных, удовлетворяющих запросы социального окружения (мы их назвали современными); и 3) инновационных, практически не имеющих аналогов в других учреждениях профессионального образования, но востребованных в виду своей уникальности и перспективности предлагаемых специальностей.

Функционирование учреждения профессионального образования инновационного типа подчиняется общим принципам, таким как соответствие образовательных программ государственным стандартам, обеспечение качества образования, кадровое и материально-техническое обеспечение и др. Вместе с тем выявляются особенности функционирования инновационных образовательных учреждений:

·  мобильность структуры учреждения, содержания, методов и форм организации занятий;

·  активное взаимодействие с внешней средой, ориентация на запросы социума, как на уровне государства, так и отдельной личности обучаемого;

·  ориентация на фундаментализацию образования, подготовка не только профессионалов в определенной сфере деятельности, но и разносторонне образованных людей;

·  охват разнообразных уровней системы непрерывного образования, что способствует стабильности существования организации, активизации связей с внешней средой.

С позиции синергетики такие особенности функционирования и структуры учреждения профессионального образования делают систему учреждения открытой, саморазвивающейся за счет внутренних механизмов изменения и внешнего воздействия социума.

 

Литература

 

 1. Семенов П.П. Развитие инновационного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института / П.П. Семенов. – М., 1999.

2. Штыкова Л.А. Организация инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении / Л.А. Штыкова. Ижевск, 2001.

3. Абдуллина С.К. Инновационные формы организации методической работы школы / С.К. Абдуллина. – Казань, 1999.

4. Цыганкова Е. Образование со знаком качества / Е.   Цыганкова // Лица года. – Режим доступа: SpyLOGhttp://www.nesterova.ru/index.shtml

5. Дашковская О. Maл золотник, да дорог / О.  Дашковская. – Режим доступа: http://www.nesterova.ru

6. Сироткина Е. Число академиков растет / Е. Сироткина. – Режим доступа:  http://www.nesterova.ru

7. Университет Натальи Нестеровой 2005/2006. – М.: Изд-во ун-та Натальи Нестеровой, 2005.

8. Нестерова Н.В. Локальная образовательная система как фактор совершенствования качества высшего гуманитарного образования: теория, методика, организация: Монография. / Н.В. Нестерова. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005.

 

(0, 62 п.л.)