13. М.В. Скотников

Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

 

К вопросу о введении психологических тренингов в программу обучения водителей

 

Ключевые слова: психологический тренинг, повышение эффективности обучения, саморегуляция в стрессовой ситуации, уровень внимания

 

В современных условиях, когда с каждым годом количество автолюбителей увеличивается с катастрофической скоростью, огромное число автомобильных аварий происходит не только по вине пешеходов, но и по вине автомобилистов.

Замминистра внутренних дел РФ сообщил, что начинающие водители со стажем до трех лет совершают до 40% от общего числа ДТП. «В прошлом году было выдано 1 млн. 896 тыс. водительских удостоверений, в том числе 219,5 тыс. или почти 12% лицам, прошедшим подготовку самостоятельно. С первого раза экзамены, по статистике, сдают около 60% кандидатов в водители, то есть более трети идут повторно», – сообщил Александр Чекалин. Вместе с тем, по официальной статистике, количество аварий, совершенных по вине водителей со стажем до трех лет, составляет примерно 15%. «Но можно предположить, что данный процент гораздо выше. А если учесть психологические аспекты поведения начинающих водителей, которые в первое время двигаются с малой скоростью и соответственно совершают неучтенные ДТП, не связанные с пострадавшими, то данный показатель может достигать 30-40%», – подчеркнул А. Чекалин.

Исходя из всего этого, встаёт проблема повышения качества профессиональной подготовки среди выпускников автошкол.

В этой связи подготовке и повышению квалификации выпускников автошкол должно придаваться очень большое внимание. Поэтому в целях повышения эффективности будущих водителей нужно оценивать каждого человека с точки зрения наличия профессиональных качеств вождения обучающихся, а так же необходимо оценивать и выявлять доминирующие раздражители, влияющие на качество вождения.

Практика показывает, что не все выпускники автошкол садятся сразу же за руль и ездят без каких либо нарушений, связанных с отвлечением от дороги. Именно от качественной подготовки выпускников автошкол зависит качество и уверенность вождения в различных ситуациях на дороге. Однако в литературе по данной тематике совершенно не освещён вопрос практического применения знаний. Также нет программ для развития профессионально значимых качеств водителей. Обучение будущих выпускников автошкол построено на передаче традиционно-базовых знаний о правилах дорожного движения и на кратком курсе изучения устройства автомобиля. Предоставленные знания на развитие вождения дают умение, которое в последующем автоматизируется и переходит в навык. А между тем, оценка результатов этой проблемы позволяет сделать вывод о том, что не все из выпускников автошкол могут сразу же хотя бы на своём первоначальном уровне ездить без последствий для других участников движения. Таким образом, обнаруживается проблема повышения качества подготовки выпускников автошкол. Поэтому мы ставим вопрос о необходимости введения психолога в процесс обучения и программ развития профессиональных качеств водителей.

Проблема, стоящая перед автошколой на базе Тверской Государственной сельскохозяйственной академии, превращает настоящее исследование в достаточной степени актуальное с позиции психологии труда.

В рамках данного исследования принимали участие три группы обучающихся общей численностью 90 человек. Группа состояла из примерно равного количества мужчин и женщин, средний возраст обучающихся составил от 20 до 24 лет.

Эксперимент проводился в три этапа. На первом этапе была составлена программа наблюдения отвлечения внимания от дороги. Также были выявлены профессиональные качества водителей на основании свойств личности, которые наиболее задействованы в вождении автомобиля. Вследствие этого была составлена программа отвлечения внимания от дороги по трём категориям: – шумовой раздражитель: в него входила громкая музыка на мобильном телефоне; – эмоциональный раздражитель: в него входил физический контакт с испытуемым для отвлечения его от дороги; – зрительный: в него входили телевизионные рекламные щиты в тёмное время суток.

Суть эксперимента состояла в том, что в процессе вождения на жёлтом сигнале светофора пред включением зелёного света подавался определённый раздражитель, и в протокол обследования фиксировалось отвлечение от дороги и время концентрации после действия раздражителя. Подобраны методики фиксирующие уровень объёма и концентрации внимания, такие как «Корректурная проба» и «Методика расстановки чисел». Во время теоретического курса у испытуемых определяли уровень концентрации и устойчивости внимания при помощи методики «Корректурная проба». Эти свойства внимания связаны с возможностью, длительное время успешно сохранять сосредоточенность на восприятии информации, относящейся к конкретной цели, и отражаются на способности человека к безошибочной и безаварийной работе. Также была использована методика «Расстановки чисел», которая выявила оценку произвольного внимания.

После получения результатов диагностики каждую группу обучающихся разбивали на две подгруппы – экспериментальную и контрольную способом рандомизации.

 

Таблица 1. Общая численность участвующих в эксперименте

группа

мужчины

женщины

численность, чел.

проценты, %

численность, чел.

проценты, %

экспериментальная

26

57,7%

19

42,2%

контрольная

26

57,7%

19

42,2%

 

На констатирующем этапе разработана программа на развитие внимания и саморегуляции целью, которой является повышение концентрации внимания и развитие саморегуляции в стрессовой ситуации. Программа состоит из блоков упражнений, которые включают в себя задания на развитие внимания сенсорного, слухового и произвольного, так же присутствуют задания на развитие само регуляции и быстроты реакции в стрессовой ситуации.

Полученные результаты после обработки показали, что у 90% протестированных по методике «Корректурная проба» выявили высокий показатель концентрации и объёма внимания. Методика «Расстановки чисел» выявила, что у 93% участвующих в эксперименте очень низкий уровень распределения внимания. Из этого можно сделать вывод, что при предлагаемых отвлечениях в данном эксперименте все обучаемые в полном объёме отвлекаются от происходящего на дороге.

На формирующем этапе эксперимента реализовывалась программа развития внимания и саморегуляции. Занятия по данной программе проходили три раза в неделю в течение двух недель. Длительность занятий 30-35 минут. По программе занимались с экспериментальной группой, контрольная группа продолжала обучаться по стандартной программе вождения. В дальнейшем после проведения программы, была проведена повторная диагностика по тем же методикам с изменением содержания диагностического материала.

Последний контрольный этап заключался в обработке и анализе результатов эксперимента. Результаты эксперимента представлены ниже в таблицах.

 

Таблица 2. Результаты наблюдений. Экспериментальная группа. Начало обучения

отвлечения

высокий уровень внимания (30c. и менее)

средний уровень внимания (30c.-1мин.)

низкий уровень внимания (1-3мин.)

кол-во, чел

проценты, %

кол-во, чел

проценты, %

кол-во, чел

проценты, %

шумовой

7

15,6

2

4,4

36

80

зрительный

18

40

11

24,4

16

35,6

эмоциональный

7

15,6

2

4,4

36

80

 

Таблица 3. Результаты наблюдений. Контрольная группа. Начало обучения

отвлечения

высокий уровень внимания (30c. и менее)

средний уровень внимания (30c.-1мин.)

низкий уровень внимания (1-3мин.)

кол-во, чел

проценты, %

кол-во, чел

проценты, %

кол-во, чел

проценты, %

шумовой

3

6,7

0

0

42

93,3

зрительный

8

17,8

12

26,7

25

55,5

эмоциональный

5

11,1

3

6,7

37

82,2

 

Таблица 4. Экспериментальная группа в конце обучения

отвлечения

высокий уровень внимания (30c. и менее)

средний уровень внимания (30c.-1мин.)

низкий уровень внимания (1-3мин.)

кол-во, чел

проценты, %

кол-во, чел

проценты, %

кол-во, чел

проценты, %

шумовой

9

20

16

35,6

20

44,4

зрительный

33

73,3

12

26,7

0

0

эмоциональный

12

26,6

17

37,8

16

35,6

 

Таблица 5. Контрольная группа в конце обучения

отвлечения

высокий уровень внимания (30c. и менее)

средний уровень внимания (30c.-1мин.)

низкий уровень внимания (1-3мин.)

кол-во, чел

проценты, %

кол-во, чел

проценты, %

кол-во, чел

проценты, %

шумовой

3

6,7

5

11,1

37

82,2

зрительный

11

24,4

21

46,7

13

28,9

эмоциональный

6

13,3

5

11,1

34

75,6

 

Таблица 6. Результаты экспериментальной группы

отвлечения

высокий уровень внимания, %

средний уровень внимания, %

низкий уровень внимания, %

шумовой

4,4

31,2

35,6

зрительный

33,3

2,3

0

эмоциональный

11

33,4

44,4

 

Таблица 7. Результаты контрольной группы

отвлечения

высокий уровень внимания, %

средний уровень внимания, %

низкий уровень внимания, %

шумовой

0

11,1

11,1

зрительный

6,6

20

26,6

эмоциональный

2,2

4,4

6,6

 

Анализируя полученные данные можно говорить о том, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной получены более высокие результаты. Если сравнить процент отвлечения на шумовой эффект у экспериментальной группы в начале и в конце обучения, то разница составила:

- при высоком уровне внимания 4,4%,

- при среднем уровне внимания 31,2%,

 - при низком уровне внимания 35,6%. Тогда как в контрольной группе на этот же эффект разница составила:

- при высоком уровне внимания 0%,

- при среднем уровне внимания 11,1%,

- при низком уровне внимания 11,1%.

При зрительном отвлечении разница у экспериментальной группы составила:

- при высоком уровне внимания 33,3%,

- при среднем уровне внимания 2,3%,

- при низком уровне внимания 0%.Тогда как в контрольной группе на этот же эффект разница составила:

- при высоком уровне внимания 6,6%,

- при среднем уровне внимания 20%,

- при низком уровне внимания 26,6%.

При эмоциональном отвлечении разница у экспериментальной группы составила:

- при высоком уровне внимания 11%,

- при среднем уровне внимания 33,4%,

- при низком уровне внимания 44,4%. Тогда как в контрольной группе на этот же эффект разница составила:

- при высоком уровне внимания 2,2%,

- при среднем уровне внимания 4,4%,

- при низком уровне внимания 6,6%.

Таким образом, прирост в процентном отношении больше в экспериментальной группе, чем в контрольной.

По всем отвлечениям в экспериментальной группе результаты высокие, это является подтверждением эффективности разработанной нами программы занятий, то есть подтверждается введение эффективного психологического развития (психологические тренинги) в программу обучения водителей, что бы снизить процент аварийности на дорогах.

 

(0, 28 п.л.)