Санаторный детский дом № 14, г. Зеленоград
ОБ ОПЫТЕ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ
ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Ключевые слова: педагогическая деятельность, воспитание, творческий потенциал, формирование нравственных ценностей, программа мероприятий
Наша жизнь устроена так замечательно, что в ней никогда, ничего и ни для чего не поздно изменять к лучшему.
К. Паустовский
Можно просто существовать, подчиняясь инстинктам, а можно учиться, развивать свои способности и навыки, создавая новое качество жизни. Можно научиться жить именно так, как мы этого хотим.
А. Макаренко
Программа формирования нравственных ценностей подростков в детском доме посвящена проблемам морального и художественно-эстетического образования, которые решаются в условиях экспериментальной деятельности в литературной гостиной «Я люблю тебя, Россия!» (на основании приказа № 611 от 16.06.2003 г. Департамента образования г. Москвы).
Предлагаемая программа формирования нравственных ценностей подростков ставит своей целью воспитывать у детей любовь к своему краю (Москве и Московской области), желание знать и изучать историю своей Родины, обычаи и традиции народов, населяющих ее, формировать в детском коллективе атмосферу дружбы, взаимопонимания и поддержки, развивать гражданские и патриотические качества личности.
Кроме того, одной из важных целей творчества педагога в воспитательной работе с детьми следует признать развитие творческого потенциала. С помощью взрослых дети получают новые знания, выстраивают свое видение мира, вырастают свободными и нравственными.
Концепция предлагаемой программы сводятся к следующим задачам педагогической деятельности:
- воспитывать гражданственность и патриотизм,
- способствовать пониманию истинных духовных ценностей отечества,
- формировать гражданскую позицию школьников,
- приобщать детей к национальным и общечеловеческим ценностям,
- научить подростков понимать соотношение внутренней и внешней политики государства,
- в ходе реализации данной программы создать условия для нравственного самовыражения личности,
- в процессе воспитания мотивировать к нравственному самовыражению личности, уверенности в себе, чести и достоинства,
- побуждать детей проявлять инициативность, самостоятельность и ответственность (в создаваемых ситуациях),
- способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям и себе,
- формировать готовность раскрыть и применить свои способности на пользу себе, родным, другим людям,
- развивать духовные и физические возможности личности школьников, формировать прочные основы их нравственного и здорового образа жизни,
- просвещать школьников в области физического здоровья,
- развивать коммуникативные способности и умение проявлять их в коллективе,
- вырабатывать у детей навыки делового общения и тренировать правила такого общения в процессе коллективной творческой деятельности,
- развивать умение вести дискуссию, умение коллективно решать творческие задачи,
- приобщать детей к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего,
- формировать эстетический вкус,
- выявлять и развивать индивидуальные творческие задатки и способности детей,
- организовать условия для личностной реализации в самостоятельном творчестве,
- формировать способности воспитанников действовать в разных коммуникативных ситуациях целесообразно, эффективно, с учетом правил этикета.
Для решения данных задач важно взаимодействия воспитателя, классного руководителя, учителей-предметников, психолога, социального педагога, библиотекаря, сотрудников администрации. Особое место в воспитательной системе отводится воспитателю – главному участнику и заинтересованному лицу в успешном функционировании воспитательной системы.
Задачи и ожидаемые результаты воспитательной деятельности зависят от сетки мероприятий, которые педагог планирует на год (ниже будет приведен примерный план взаимодействия педагога и подростков на один учебный год).
Материалы программы конкретизируют концепцию модернизации нравственного и художественно-эстетического образования сгруппированы по следующим тематическим блокам:
1. Я гражданин.
2. Малая Родина (к 50-летию Зеленограда).
3. Эстетическое воспитание.
4. Этикет.
5. Досуг.
6. Профориентация.
Каждая группа мероприятий заканчивается важным для участников событием, к нему ведется интенсивная подготовка, каждый участник получает соответствующее отличие или награду.
Актуальность и практическая значимость программы мероприятий по формированию нравственных ценностей подростков заключается в том, что она отражает, с одной стороны, интересы подростков, а с другой – педагогические возможности детского дома как учреждения социального воспитания.
Содержание материалов программы подчинено формированию методологической культуры и повышению профессионального уровня учителей и других сотрудников детского дома.
Исходная идея программы состоит в том, что коллективные творческие дела – способ организации яркой творческой жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников. Совместные мероприятия требуют общего поиска решений, гибких форм взаимодействия, разнообразного содержания заданий и нестандартных вариантов проведения свободного времени. Поэтому коллективные творческие дела – главное воспитательное средство разработанной методики работы с подростками.
Психолого-педагогические средства, используемые в ходе реализации программы: тренинговые занятия, диалоги, ролевые игры, капустники, экскурсии, творческие задания, концерты-сюрпризы, устные журналы, конференции, дискуссии.
Задания разных типов в рамках литературной гостиной «Я люблю тебя, Россия!» призваны обеспечить условия для нравственного самовыражения личности, выявлять и развивать индивидуальные творческие задатки и способности детей. Литературная составляющая программных занятий призвана также развивать духовные и физические возможности личности школьников; формировать прочные основы их нравственного и здорового образа жизни; формировать эстетический вкус; развить чувство слова, языковое чутье. В изучаемых произведениях, художественных и документальных фильмах рассматривается психологическое состояние людей, нравы, привычки, традиции, история нашей страны и зарубежья.
Работа в литературной гостиной ведется в соответствии со следующими принципами:
§ система личности,
§ доступность,
§ опора на социальный опыт подростков.
Примерный план мероприятий литературной гостиной «Я люблю тебя, Россия!», направленных на формирование нравственных ценностей подростков в детском доме (Максимова, 2007), который намечено реализовать в 2007-2008 уч. г., представлен в следующей таблице:
месяц |
№ |
Название мероприятия |
Форма работы |
Сроки выпол-нения |
Ответственный за выполне-ние |
Допол-нения, измене-ния |
сентябрь |
1 |
Российская государственная символика. История и современность. |
Беседа |
1.09. 2007 |
|
|
2 |
Час домашнего чтения. Литературный альманах Зеленограда. |
Фильм. Круглый стол |
8.09. 2007 |
|
|
|
3 |
Москва и москвичи. Конкурс стихов о Москве. |
Игра |
15.09. 2007 |
|
|
|
4 |
Русский мореплаватели. «История русского флота». |
Беседа. Художест-венный фильм «История русского флота». |
22.09. 2007 |
|
|
|
5 |
Шедевры мирового искусства. Останкино, г. Москва. |
Экскурсия |
29.09. 2007 |
|
|
|
октябрь |
1 |
Аргументы и факты. Обзор журналов и газет. |
Пресс-конфе-ренция |
6.10. 2007 |
|
|
2 |
Час домашнего чтения. М.А. Шолохов «Донские рассказы» |
Беседа. Художест-венный фильм «Донская повесть» |
13.10. 2007 |
|
|
|
3 |
Выставка художника А. Белякова, г. Зеленоград |
Выставка, префек-тура |
20.10. 2007 |
|
|
|
4 |
Музей-усадьба М.Ю. Лермонтова в пос. Фирсановка, Московская обл. |
Экскурсия |
27.10. 2007 |
|
|
|
ноябрь |
1 |
Час домашнего чтения. Литературный альманах Зеленограда. |
Рассказ-эстафета |
3.11. 2007 |
|
|
2 |
Прошлое и настоящее г. Зеленограда. Музей завода «Ангстрем» |
Экскурсия |
10.11. 2007 |
|
|
|
3 |
Мир новостей. Обзор журналов и газет. «Я комментатор» |
Конкурс, ролевая игра |
17.11. 2007 |
|
|
|
4 |
История России в документах. От полководца А.В. Суворова до маршала Жукова. |
Беседа. Художес-твенный фильм «Неуло-вимые мстители» |
24.11. 2007 |
|
|
|
декабрь |
1 |
Час домашнего чтения. Вокруг света. |
Устный журнал |
1.12. 2007 |
|
|
2 |
Роль волевых качеств человека в его жизни. |
Тренинг |
8.12. 2007 |
|
|
|
3 |
Мой город – моя судьба. |
Ролевая игра |
15.12. 2007 |
|
|
|
4 |
Красота и здоровье. В человеке должно быть все прекрасно. |
Блиц-опрос. Анкети-рование |
22.12. 2007 |
|
|
|
5 |
Посещение фабрики елочных игрушек, г. Клин. |
Экскур-сия |
29.12. 2007 |
|
|
|
январь |
1 |
Час домашнего чтения. И. Шмелев «Лето господне». |
Конкурс на лучшего чтеца |
5.01. 2008 |
|
|
2 |
Тренировка памяти |
Тренинг
|
12.01. 2008 |
|
|
|
3 |
Школа вежливых наук. В гостях у этикета |
Игра-конкурс |
19.01. 2008 |
|
|
|
4 |
Картинная галерея в Санкт-Петербурге. Эрмитаж |
Заочная экскурсияДокумен-тальный фильм «Эрми-таж» |
26.01. 2008 |
|
|
|
февраль |
1 |
Я и музыка. Творчество А. Моцарта, И.С. Баха, Грига. |
Беседа |
2.02. 2008 |
|
|
2 |
Московский архив. «Предания старины глубокой». |
Художест-венный фильм «Юность Петра» |
9.02. 2008 |
|
|
|
3 |
Великая Отечественная война в живописи. |
Устный журнал |
16.02. 2008 |
|
|
|
4 |
Посещение Академического театра им. В. Маяковского |
Спектакль |
23.02. 2008 |
|
|
|
март |
1 |
«Памятные места земли нашей». К юбилею г. Зеленограда |
Заочное путе-шествие |
1.03. 2008 |
|
|
2 |
Имидж делового человека. |
Круглый стол |
8.03. 2008 |
|
|
|
3 |
Как противостоять стрессу |
Анкетирование |
15.03. 2008 |
|
|
|
4 |
«Ведогонь», Посещение театра в г. Зеленограде. |
Спектакль |
22.03. 2008 |
|
|
|
5 |
Нравственное самосовершенствование |
Беседа-Игра |
29.03. 2008 |
|
|
|
апрель |
1 |
Юморина |
Игра |
5.04. 2008 |
|
|
2 |
Выбираем профессию |
Анкети-рование |
12.04. 2008 |
|
|
|
3 |
Как прожить долго здоровым и молодым |
Пресс-конфе-ренция |
19.04. 2008 |
|
|
|
4 |
«Москва в экскурсиях». По Тверскому бульвару. |
Заочное путе-шествие |
26.04. 2008 |
|
|
|
май |
1 |
Праздник славянской письменности. |
КВН |
3.05. 2008 |
|
|
2 |
Проект Л. Парфенова «Российская империя» |
Докумен-тальный фильм |
10.04. 2008 |
|
|
|
3 |
Каждого в жизни ждут свои алые паруса |
Беседа |
17.05. 2008 |
|
|
|
4 |
Музей кино, г. Москва |
Экскурсия |
24.05. 2008 |
|
|
В 2007-2008 уч.г. в процессе реализации данной программы мероприятий в литературной гостиной «Я люблю тебя, Россия!» планируется решение следующих методических и воспитательных задач:
- создать условия для нравственного самовыражения личности,
- содействовать развитию личности подростка, раскрытию его творческих способностей,
- способствовать становлению нравственно и физически здоровых подростков,
- развивать у школьников способность познания этого мира и его преобразования,
- формировать готовность воспитанников участвовать в системе социальных отношений,
- развивать навыки саморегуляции и самоконтроля,
- развивать коммуникативные способности и умение проявлять их в коллективе,
- знакомить с историей, культурой, природой и особенностями современной жизни российской столицы (в соответствии с темами занятий),
В процессе решения поставленных методических и воспитательных задач ожидаются следующие результаты:
- обеспечение условий для нравственного самовыражения личности,
- раскрытие творческого потенциала подростков,
- нравственное и физическое развитие подростков,
- выработка способности познания этого мира и его преобразования,
- сформированная готовность участвовать в системе социальных отношений,
- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля,
- развитие коммуникативных способностей воспитанников,
- знание истории, культуры, природы и особенностей современной жизни российской столицы (в соответствии с темами занятий).
Для подготовки мероприятий по данной программе педагогу может быть полезна следующая литература:
1. Азбука московская для детей и родителей. – М.: ОАО, 2005.
2. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. – 2007.
3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989.
4. Литературный Зеленоград. Альманах. – М.-Зеленоград: «Издательский дом “Сорок один”», 2005; 2006.
5. Максимовский М. Этикет делового человека. – М., 1994.
6. Модернизация художественно-эстетического образования. Проблемы и перспективы. – М., 2006.
7. Москвоведение. Вопросы и ответы. – М.: Экопрос, 1997.
8. Психологический тренинг в группах. – М.: Изд-во «Институт психотерапии», 2005.
9. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь, 1995.
10. Романов А.А., Максимова С.Э., Морозова О.Н. Риторика и культура речи. – Тверь, 2003.
11. Романов А.А., Романова Е.Г. Офис-менеджер. Управленческая компетенция, культура и имидж. – Тверь: ГЕРС, 1997.
12. У деревни Крюково. – М.-Зеленоград: «Издательский дом “Сорок один”», 2006.
Как видно из приведенного плана занятий с подростками, каждый тип мероприятий учитывает специфику организации занятий с воспитанниками данной возрастной группы. На занятиях воспитатель может варьировать содержание и разные формы мероприятий в соответствии с поставленными воспитательными целями и задачами, что говорит в пользу гибкости разработанной системы активных методов и приемов формирования нравственных ценностей подростков.
Разработанная программа литературной гостиной «Я люблю тебя, Россия!» на 2007-2008 уч.г. (Максимова, 2007) позволит учителю при планировании собственной воспитательной работы с подростками использовать предложенные авторские идеи для достижения главной методико-воспитательной цели – формирования нравственных ценностей подростков.
Литература
1. Максимова Л.А. Программа литературной гостиной «Я люблю тебя, Россия!», 2007-2010 гг. Формирование нравственных ценностей подростков: активные методы и приёмы / Л.А. Максимова. – Зеленоград, 2007.
(0, 48 п.л.)