5. С.Э. Носкова, Л.А. Максимова

Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

Санаторный детский дом № 14, г. Зеленоград

 

ОБ ОПЫТЕ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ

ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

В ДЕТСКОМ ДОМЕ

 

Ключевые слова: педагогическая деятельность, воспитание, творческий потенциал, формирование нравственных ценностей, программа мероприятий

 

 

Наша жизнь устроена так замечательно, что в ней никогда, ничего и ни для чего не поздно изменять к лучшему.

 К. Паустовский

 

Можно просто существовать, подчиняясь инстинктам, а можно учиться, развивать свои способности и навыки, создавая новое качество жизни. Можно научиться жить именно так, как мы этого хотим.

А. Макаренко

 

 

Программа формирования нравственных ценностей подростков в детском доме посвящена проблемам морального и художественно-эстетического образования, которые решаются в условиях экспериментальной деятельности в литературной гостиной «Я люблю тебя, Россия!» (на основании приказа № 611 от 16.06.2003 г. Департамента образования г. Москвы).

Предлагаемая программа формирования нравственных ценностей подростков ставит своей целью воспитывать у детей любовь к своему краю (Москве и Московской области), желание знать и изучать историю  своей Родины, обычаи и традиции народов, населяющих ее, формировать в детском коллективе атмосферу дружбы, взаимопонимания и поддержки, развивать гражданские и патриотические качества личности.

Кроме того, одной из важных целей творчества педагога в воспитательной работе с детьми следует признать развитие творческого потенциала. С помощью взрослых дети получают новые знания, выстраивают свое видение мира, вырастают свободными и нравственными.

Концепция предлагаемой программы сводятся к следующим задачам педагогической деятельности:

- воспитывать гражданственность и патриотизм,

- способствовать пониманию истинных духовных ценностей отечества,

- формировать гражданскую позицию школьников,

- приобщать детей к национальным и общечеловеческим ценностям,

- научить подростков понимать соотношение внутренней и внешней политики государства,

- в ходе реализации данной программы создать условия для нравственного самовыражения личности,

- в процессе воспитания мотивировать к нравственному самовыражению личности, уверенности в себе, чести и достоинства,

- побуждать детей проявлять инициативность, самостоятельность и ответственность (в создаваемых ситуациях),

- способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям и себе,

- формировать готовность раскрыть и применить свои способности на пользу себе, родным, другим людям,

- развивать духовные и физические возможности личности школьников, формировать прочные основы их нравственного и здорового образа жизни,

- просвещать школьников в области физического здоровья,

- развивать коммуникативные способности и умение проявлять их в коллективе,

- вырабатывать у детей навыки делового общения и тренировать правила такого общения в процессе коллективной творческой деятельности,

- развивать умение вести дискуссию, умение коллективно решать творческие задачи,

- приобщать детей к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего,

- формировать эстетический вкус,

 - выявлять и развивать индивидуальные творческие задатки и способности детей,

- организовать условия для личностной реализации в самостоятельном творчестве,

- формировать способности воспитанников действовать в разных коммуникативных ситуациях целесообразно, эффективно, с учетом правил этикета.

Для решения данных задач важно взаимодействия воспитателя, классного руководителя, учителей-предметников, психолога, социального педагога, библиотекаря, сотрудников  администрации. Особое место в воспитательной системе отводится воспитателю – главному участнику и заинтересованному лицу в успешном функционировании воспитательной системы.

Задачи и ожидаемые результаты воспитательной деятельности зависят от сетки мероприятий, которые педагог планирует на год (ниже будет приведен примерный план взаимодействия педагога и подростков на один учебный год).

 Материалы программы конкретизируют концепцию модернизации  нравственного и художественно-эстетического образования сгруппированы по следующим тематическим блокам:

1.     Я гражданин.

2.     Малая Родина (к 50-летию Зеленограда).

3.     Эстетическое воспитание.

4.     Этикет.

5.     Досуг.

6.     Профориентация.

Каждая группа мероприятий заканчивается важным для участников событием, к нему ведется интенсивная подготовка, каждый участник получает соответствующее отличие или награду.

Актуальность и практическая значимость программы мероприятий по формированию нравственных ценностей подростков заключается в  том, что она отражает, с одной стороны, интересы подростков, а с другой – педагогические возможности детского дома как учреждения социального воспитания.

Содержание материалов программы подчинено формированию методологической культуры и повышению профессионального уровня учителей  и других сотрудников детского дома.

Исходная идея программы состоит в том, что коллективные творческие дела – способ организации яркой творческой жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников. Совместные мероприятия требуют общего поиска решений, гибких форм взаимодействия, разнообразного содержания заданий и нестандартных вариантов проведения свободного времени. Поэтому коллективные творческие дела – главное воспитательное  средство разработанной методики работы с подростками.

Психолого-педагогические средства, используемые в ходе реализации программы: тренинговые занятия, диалоги, ролевые игры, капустники, экскурсии, творческие задания, концерты-сюрпризы, устные журналы, конференции, дискуссии.

Задания разных типов в рамках литературной гостиной «Я люблю тебя, Россия!» призваны обеспечить условия для нравственного самовыражения личности, выявлять и развивать индивидуальные творческие задатки и способности детей. Литературная составляющая программных занятий призвана также развивать духовные и физические возможности личности школьников; формировать прочные основы их нравственного и здорового образа жизни; формировать эстетический вкус; развить чувство слова, языковое чутье. В изучаемых произведениях, художественных и документальных фильмах рассматривается психологическое состояние людей, нравы, привычки, традиции, история нашей страны и зарубежья.

Работа в литературной гостиной ведется в соответствии со следующими принципами:

§       система личности,

§       доступность,

§       опора на социальный опыт подростков.

Примерный план мероприятий литературной гостиной «Я люблю тебя, Россия!», направленных на формирование нравственных ценностей подростков в детском доме (Максимова, 2007), который намечено реализовать в 2007-2008 уч. г., представлен в следующей таблице:

 

 

месяц

Название мероприятия

Форма работы

Сроки выпол-нения

Ответственный за выполне-ние

Допол-нения, измене-ния

сентябрь

1

Российская государственная символика. История и современность.

Беседа

1.09.

2007

 

 

2

Час домашнего чтения. Литературный альманах Зеленограда.

Фильм. Круглый стол

8.09. 2007

 

 

3

Москва и москвичи. Конкурс стихов о Москве.

Игра

15.09. 2007

 

 

4

Русский мореплаватели. «История  русского флота».

Беседа.

Художест-венный фильм «История  русского флота».

22.09. 2007

 

 

5

Шедевры мирового искусства. Останкино, г. Москва.

Экскурсия

29.09. 2007

 

 

октябрь

1

Аргументы и факты. Обзор журналов и газет.

Пресс-конфе-ренция

6.10. 2007

 

 

2

Час домашнего чтения. М.А. Шолохов «Донские рассказы»

Беседа.

Художест-венный фильм «Донская повесть»

13.10. 2007

 

 

3

Выставка художника А. Белякова, г. Зеленоград

Выставка, префек-тура

20.10. 2007

 

 

4

Музей-усадьба М.Ю. Лермонтова в пос. Фирсановка, Московская обл.

Экскурсия

27.10. 2007

 

 

ноябрь

1

Час домашнего чтения. Литературный альманах Зеленограда.

Рассказ-эстафета

3.11. 2007

 

 

2

Прошлое и настоящее г. Зеленограда. Музей завода «Ангстрем»

Экскурсия

10.11. 2007

 

 

3

Мир новостей. Обзор журналов и газет. «Я комментатор»

Конкурс, ролевая игра

17.11. 2007

 

 

4

История России в документах. От полководца А.В. Суворова до маршала Жукова.

Беседа.

Художес-твенный фильм «Неуло-вимые мстители»

24.11. 2007

 

 

декабрь

1

Час домашнего чтения. Вокруг света.

Устный журнал

1.12. 2007

 

 

2

Роль волевых качеств человека в его жизни.

Тренинг

8.12. 2007

 

 

3

Мой город – моя судьба.

Ролевая игра

15.12. 2007

 

 

4

Красота и здоровье. В человеке должно быть все прекрасно.

Блиц-опрос. Анкети-рование

22.12. 2007

 

 

5

Посещение  фабрики елочных игрушек, г. Клин.

Экскур-сия

29.12. 2007

 

 

январь

1

Час домашнего чтения. И. Шмелев «Лето господне».

Конкурс на лучшего чтеца

5.01.

2008

 

 

2

Тренировка памяти

Тренинг

 

12.01. 2008

 

 

3

Школа вежливых наук. В гостях у этикета

Игра-конкурс

19.01. 2008

 

 

4

Картинная галерея в Санкт-Петербурге. Эрмитаж

Заочная экскурсияДокумен-тальный фильм «Эрми-таж»

26.01. 2008

 

 

февраль

1

Я и музыка. Творчество А. Моцарта, И.С. Баха,  Грига.

Беседа

2.02. 2008

 

 

2

Московский архив. «Предания  старины глубокой».

Художест-венный фильм «Юность Петра»

9.02. 2008

 

 

3

Великая Отечественная война в живописи.

Устный журнал

16.02. 2008

 

 

4

Посещение Академического театра им. В. Маяковского

Спектакль

23.02. 2008

 

 

март

1

«Памятные места земли нашей». К юбилею г. Зеленограда

Заочное путе-шествие

1.03. 2008

 

 

2

Имидж делового человека.

Круглый стол

8.03. 2008

 

 

3

Как противостоять стрессу

Анкетирование

15.03. 2008

 

 

4

«Ведогонь», Посещение театра в г. Зеленограде.

Спектакль

22.03. 2008

 

 

5

Нравственное самосовершенствование

Беседа-Игра

29.03. 2008

 

 

апрель

1

Юморина

Игра

5.04. 2008

 

 

2

Выбираем профессию

Анкети-рование

12.04. 2008

 

 

3

Как прожить долго здоровым и молодым

Пресс-конфе-ренция

19.04. 2008

 

 

4

«Москва в экскурсиях». По Тверскому бульвару.

Заочное путе-шествие

26.04. 2008

 

 

май

1

Праздник славянской письменности.

КВН

3.05. 2008

 

 

2

Проект Л. Парфенова «Российская империя»

Докумен-тальный фильм

10.04. 2008

 

 

3

Каждого в жизни  ждут свои алые паруса

Беседа

17.05. 2008

 

 

4

Музей кино, г. Москва

Экскурсия

24.05. 2008

 

 

 

 

В 2007-2008 уч.г. в процессе реализации данной программы мероприятий в литературной гостиной «Я люблю тебя, Россия!»  планируется решение следующих методических и воспитательных задач:

- создать условия для нравственного самовыражения личности,

- содействовать развитию личности подростка, раскрытию его творческих способностей,

- способствовать становлению нравственно и  физически здоровых подростков,

- развивать у школьников способность познания этого мира и его преобразования, 

- формировать готовность воспитанников участвовать в системе социальных отношений,

- развивать навыки саморегуляции и самоконтроля,

- развивать коммуникативные способности и умение проявлять их в коллективе,

- знакомить с историей, культурой, природой и особенностями современной жизни российской столицы (в соответствии с темами занятий),

 В процессе решения поставленных методических и воспитательных задач ожидаются следующие результаты:

- обеспечение условий для нравственного самовыражения личности,

- раскрытие творческого потенциала подростков,

- нравственное и физическое развитие подростков,

- выработка способности познания этого мира и его преобразования, 

- сформированная готовность участвовать в системе социальных отношений,

- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля,

- развитие коммуникативных способностей воспитанников,

- знание истории, культуры, природы и особенностей современной жизни российской столицы (в соответствии с темами занятий).

Для подготовки мероприятий по данной программе педагогу может быть полезна следующая литература:

1.     Азбука московская для детей и родителей. – М.: ОАО, 2005.

2.     Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. – 2007.

3.     Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989.

4.     Литературный Зеленоград. Альманах. – М.-Зеленоград: «Издательский дом “Сорок один”», 2005; 2006.

5.     Максимовский М. Этикет делового человека. – М., 1994.

6.     Модернизация художественно-эстетического образования. Проблемы и перспективы. – М., 2006.

7.     Москвоведение. Вопросы и ответы. – М.: Экопрос, 1997.

8.     Психологический тренинг в группах. – М.: Изд-во «Институт психотерапии», 2005.

9.     Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь, 1995.

10.  Романов А.А., Максимова С.Э., Морозова О.Н. Риторика и культура речи. – Тверь, 2003.

11.  Романов А.А., Романова Е.Г. Офис-менеджер. Управленческая компетенция, культура и имидж. – Тверь: ГЕРС, 1997.

12.  У деревни Крюково. – М.-Зеленоград: «Издательский дом “Сорок один”», 2006.

Как видно из приведенного плана занятий с подростками, каждый тип мероприятий учитывает специфику организации занятий с воспитанниками данной возрастной группы. На занятиях воспитатель может варьировать содержание и разные формы мероприятий в соответствии с поставленными воспитательными целями и задачами, что говорит в пользу гибкости разработанной системы активных методов и приемов формирования нравственных ценностей подростков.

Разработанная программа литературной гостиной «Я люблю тебя, Россия!» на 2007-2008 уч.г. (Максимова, 2007) позволит учителю при планировании собственной воспитательной работы с подростками использовать предложенные авторские идеи для достижения главной методико-воспитательной цели – формирования нравственных ценностей подростков.

 

Литература

 

1. Максимова Л.А. Программа литературной гостиной «Я люблю тебя, Россия!», 2007-2010 гг. Формирование нравственных ценностей подростков: активные методы и приёмы / Л.А. Максимова. – Зеленоград, 2007.

 

(0, 48 п.л.)