1. В.И. Шаховский /V.I. Shakhovsky

Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград

Volgograd State Pedagogical University, Volgograd

 

О ВОЛГОГРАДСКОЙ ШКОЛЕ ЛИНГВИСТИКИ ЭМОЦИЙ

ABOUT VOLGOGRAD SCHOOL OF LINGUISTICS EMOTIONS 

Ключевые слова: научная школа, научная парадигма, лингвистика эмоций

Keywords: scientific school, scientific paradigm, linguistics of emotions

 

В статье речь идет об истории формирования Волгоградской школы эмотиологов, описаны результаты исследований и очерчены перспективы научных изысканий в рамках научного направления «лингвистика эмоций».
The discussion in the article deals with the history of forming the Volgograd school of emotiology, the results of studies are described and the prospects for the scientific searches are outlined within the framework of the scientific line “linguistics of emotions”.
 

 

Языковыми эмоциями в Волгограде начали заниматься в 1966 году. Первая диссертация по этой проблеме была защищена в Москве в 1969 году Шаховским В.И. Тогда ещё не существовало такой научной парадигмы и самого термина «лингвистика эмоций» (эмотиология). Эти понятия в советской лингвистике появились в 80-е годы прошлого столетия, когда различные проблемы оязыковления эмоций стали разрабатываться особенно плодотворно в Волгограде. О сформировавшейся волгоградской школе эмотиологов стало возможным говорить в начале 90-х годов, когда были защищены десятки диссертаций по различным проблемам языкового выражения, называния и описания эмоций homo sentiens.

Некоторые из этих работ приведены в книге «Язык и эмоции: личностные смыслы и доминанты в речевой деятельности» (Волгоград, 2004). К настоящему времени общее количество публикаций представителей этой школы насчитывает около тысячи. Среди них – тезисы, статьи, монографии, научные пособия, кандидатские и докторские диссертации. Многие из этих работ представлены в зарубежных изданиях США, Франции, Германии, Испании, Болгарии, Китая. Представителями этой школы являются такие волгоградские учёные как проф. Шаховский В.И., проф. Ионова С.В., доц. Павлючко И.П., доц. Леонтьев В.В., доц. Козлов Е.В., доц. Вильмс Л.В., доц. Панченко Н.Н., доц. Покровская Я.А., доц. Жура В.В., доц. Чесноков И.И., проф. Волкова П.С., доц. Димитрова Е.В., доц. Болдарева Е.Ф., доц. Батеева Е.Ю., доц. Водяха А.А., доц. Быдина И.В., доц. Маринин Ю.Н.

Школа эмотиологов г. Волгограда включает в себя кафедру языкознания педагогического университета, научный семинар соискателей, аспирантов и докторантов, научно-исследовательскую лабораторию «Язык и личность», в которых принимают участие также и учёные-лингвисты из других вузов и городов страны – Воронежа, Иркутска, Ульяновска, Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Пензы.

Молодой порослью этой школы являются студенты-исследователи факультета иностранных языков и научное общество учащихся, которые со школьных лет разрабатывают различные проблемы лингвистики эмоций.

В рамках школы были проведены 2 международные научные конференции и выпущено более 10 тематических сборников статей – «Язык и эмоции» (2 выпуска), «Эмотивный код языка», «Человек в коммуникации» (2 выпуска), спецкурс «Лингвокультурология эмоций» (2 издания), «Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы», «Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка» (2 издания) и др.

 В настоящее время школой разрабатывается более 10 новых и перспективных аспектов лингвистической теории эмоций. Среди них – «Дискурсивная компетенция врача», «Эмотивность экспрессивного синтаксиса», «Виндиктивный дискурс: истоки, функции, структура», «Эмоциональный концепт "месть"», «Проблемы неискренней коммуникации», «Лингвоэкология коммуникативного стиля», «Зависть», «Ревность», «Добро и зло» и др.

Руководитель школы – доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почётный доктор Волгоградского педагогического университета, заведующий кафедрой языкознания Виктор Иванович Шаховский.

 

(0, 15 п.л.)