11. Е.В. Малышева/E.V. Malysheva

Тверской государственный университет, г. Тверь

Tver state agricultural Academy, Tver

 

ЯЗЫК МЫСЛИ КАК ОСНОВА ОПИСАНИЯ КАРТЫ ТЕЛЕСНОСТИ БЫТИЯ

THE LANGUAGE OF THOUGHT AS THE BASIS OF THE MAP DESCRIPTION OF CORPORAL EXISTENCE

 

Ключевые слова: телесность человека, карта телесного бытия, язык мысли, социокультурное пространство.

Keywords: corporality of a person, a map of corporal existence, thought language, socio-cultural space
Автором установлено, что язык мысли, или промежуточный язык, выступает как первооснова карты телесного бытия, оказывает непосредственное воздействие на внешние проявления телесных реакций организма, формирует чувственное восприятие организма и выступает как средство чувственного познания окружающей среды.
It is determined by the author that thought language, or an intermediate language, acts as a fundamental principle of a corporal existence map, has a direct influence on external displays of corporal reactions of an organism, forms sensual perception of an organism and acts as means of sensual knowledge of the world.
 

Как известно, еще в работе Э. Гуссерля «Картезианские размышления» было высказано предположение о существовании «другого» (Гуссерль, 1998: 216), включенного в социокультурное пространство. Развитие «другого» происходит под воздействием культурных и социальных факторов. Таким образом, человеческое тело представляет собой не только биологический объект изучения, но и сложный организм биопсихических реакций.

Как справедливо отметил Ю.А. Сорокин, «изучение соматологического поля (поля названий частей человеческого тела) предполагает совмещение «внешнего» и «внутреннего» (Романов, Сорокин, 2004: 159), рассматриваемых как некоторая «лингво-когнитивная данность» (см. подробнее: Найссер, 1981; Солсо, 1996 и др.), что позволяет рассматривать соматологическую  карту телесного бытия не только с позиции внешний, визуальный, невербальной (неречевой) стороны общения, но и как промежуточный язык или язык мысли. В этом плане Ю.Н. Караулов полагает, что в него могут быть включены «образы, гештальты, схемы/фреймы, двигательные представления, картины и символы, формулы, диаграммы и слова» (Караулов, 1987: 189-209). Иными словами, нам представляется возможным рассматривать человеческое тело как единое целое, представляющее собой «внешне-внутренние» средства вербального и невербального характера.

Известно, что телесность человека не тождественна телу (соме-биологическому организму; об этом подробнее: Газарова, 2002) и проявляется  в характерных позах, движениях, осанке, дыхании… А ее формирование и развитие протекает как чувственный процесс реакции организма на окружающую среду. Таким образом, язык мысли или промежуточный язык служит первоосновой формирования карты телесного бытия. Именно язык мысли формирует наше представление о мире коммуникационных взаимодействий. Другими словами, через ассоциативно-вербальную сеть внутренняя речь соотносится с внешним речевым потоком или же невербальной маркировкой текста (о тождественном понимании этого термина см.: Вайнрих, 1987: 44-87).

Промежуточный язык не подвержен прямому наблюдению, у него нет словаря. Это язык чувственных реакций организма на окружающую среду. Он представляет собой реконструкцию физической деятельности, служит «внутренним импульсом» к внешним проявлениям организма, что позволяет   в нашем сознании создавать образы (как элементы языка мысли), которые являются реальным отражением внутреннего состояния организма.

Мы знаем, существует связь между настоящим и прошлым. Так, например, в процессе интеракции участники коммуникативного акта стремятся выявить ранее известные им фрагменты действительности и соотнести их с моделью определенного поведения. Регулируя свое поведение, коммуниканты в процессе общения формируют систему фреймовых конфигураций, а информация, накопленная из прошлого опыта, откладывается в их подсознании. Из этого следует, что наше «восприятие представляет собой активность, в которой непосредственное и отдаленное прошлое направляет организацию настоящего» (Найссер, 1981: 35), а язык мысли являет собой формы когнитивной деятельности организма.

В своей работе «Речь как проводник информации» Н.И. Жинкин рассматривает промежуточный язык как «язык управляющий, регулирующий не только «молчаливые» движения тела, но и замыслы для коммуникации с партнером» (Жинкин, 1982: 120). Действительно, промежуточный язык выступает посредником телесных проявлений организма, своеобразным «переводчиком замысла внутренней речи на развернутую речь натурального языка» (Жинкин, 1982: 120).

Таким образом, стоит отметить, что язык мысли или промежуточный язык выступает как первооснова карты телесного бытия, оказывает непосредственное воздействие на внешние проявления телесных реакций организма, формирует чувственное восприятие организма и выступает как средство чувственного познания окружающей среды. И как справедливо отметил Дж. Лакофф, «язык относится к числу наиболее характерных типов когнитивной деятельности человека» (Лакофф, 1988: 31).

 

Литература

1.    Вайнрих Х. Лингвитстика лжи / Х. Вайнрих // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы. – М.: Наука, 1987. – С. 44-87.

2.    Газарова Е.Э. Психология телесности / Е.Э. Газарова. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 192 с.

3.    Гуссерль Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. – СПб.: Ювента, Наука, 1988. – 315 с.

4.    Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. –  М.: Наука. 1982. –159 с.

5.    Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М.: Наука, 1987. – 263 с.

6.    Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов / Дж. Лакофф // Новое зарубежной лингвистике. – М.: Прогрессс, 1988. Вып. 23. – С. 12-51.

7.    Найссер У. Познание и реальность / У. Найссер. – М.: Прогресс, 1981. – 229 с.

8.    Солсо Р.Л. Коогнитивная психология / Р.Л. Солсо. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.

9.    Сорокин Ю.А. Соматикон как составляющая структуры семиотической личности: теоретические выкладки и их  экспериментальная верификация / Ю.А. Сорокин // Романов А.А., Сорокин Ю. А. Соматикон: Аспекты невербальной семиотики. – М.: ИЯ РАН, ТвГУ, 2004. – С. 159-245.

References

1. Vaynrikh Kh. Lingvitstika lzhi / Kh. Vaynrikh // Yazyk i modelirovaniye sotsialnogo vzaimodeystviya: Perevody. – M.: Nauka, 1987. – S. 44-87.
2. Gazarova Ye.E. Psikhologiya telesnosti / Ye.E. Gazarova. – M.: Institut obshchegumanitarnykh issledovaniy, 2002. – 192 s.
3. Gusserl E. Kartezianskiye razmyshleniya / E. Gusserl. – SPb.: Yuventa, Nauka, 1988. – 315 s.
4. Zhinkin N.I. Rech kak provodnik informatsii / N.I. Zhinkin. – M.: Nauka. 1982. –159 s.
5. Karaulov Yu.N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost / Yu.N. Karaulov. – M.: Nauka, 1987. – 263 s.
6. Lakoff Dzh. Myshleniye v zerkale klassifikatorov / Dzh. Lakoff // Novoye zarubezhnoy lingvistike. – M.: Progresss, 1988. Vyp. 23. – S. 12-51.
7. Naysser U. Poznaniye i realnost / U. Naysser. – M.: Progress, 1981. – 229 s.
8. Solso R.L. Koognitivnaya psikhologiya / R.L. Solso. – M.: Trivola, 1996. – 600 s.
9. Sorokin Yu.A. Somatikon kak sostavlyayushchaya struktury semioticheskoy lichnosti: teoreticheskiye vykladki i ikh eksperimentalnaya verifikatsiya / Yu.A. Sorokin // Romanov A.A., Sorokin Yu. A. Somatikon: Aspekty neverbalnoy semiotiki. – M.: IYa RAN, TvGU, 2004. – S. 159-245.– S. 159-245.
 

 

(0, 11 п.л.)