8. Е.А. Николенко

Тверской государственный университет, г. Тверь

 

ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ДИСКУРСА ИНТЕРВЬЮ

 

Ключевые слова: дискурс, типовая структура, интервью, коммуникация.

Keywords: discourse, model structure, interview, communication.

 

Проблема выявления типовой структуры дискурса интервью сравнительно мало затрагивается в научной литературе. В то время как сам термин интервью используется в различных научных сферах.

Для решения данной проблемы необходимо определить основной тип интервью, с помощью изучения которого будет дана возможность выявить необходимую нам типовую структуру текстовой части интервью. Таким будет политическое интервью, т.е. не столько интервью с политическими деятелями, сколько «беседы» по вопросам, касающимся политики. Выбор обусловлен тем, что именно этот тип интервью наиболее типично представляет данный жанр.

Как было упомянуто выше, термин интервью используется достаточно широко (к примеру: в журналистике, лингвистике, социологии), но не однозначно. В результате образуется нечеткое понятие интервью как объекта описания:

a)         в журналистике интервью – это форма получения информации;

b)         в лингвистике – характеристика текстовой составляющей;

c)         в социологии под интервью понимается опросная методика.

Поэтому после рассмотрения достаточного количества лингвистических описаний данного термина, взятых из словарей разных направлений, мы «разбили» рассмотренные нами словарные описания на следующие составные части: описание действия, которое производится, лица, производящие это действие или принимающие в нем непосредственное участие, и цель, которую имеет под собой это действие.

После соотнесения словарных дефиниций термина интервью с помощью сводной таблицы, мы выявили оптимальное, на наш взгляд, определение. Интервью – коммуникативное взаимодействие двух или нескольких людей для получения информации, производства и распространения нового знания в целях удовлетворения информационных потребностей общества.

Проанализировав выбранный материал, т.е. некоторое количество политических интервью, целесообразно выделить составляющие интервью:

-       Вопрос

-       Ответ

-       Информация, предоставляемая интервьюером

-       Информация, предоставляемая респондентом

-       Вопрос респондента интервьюеру

-       Ответ интервьюера на вопрос, заданный респондентом

-       Риторический вопрос, заданный респондентом. 

 Данные составляющие обладают некоторыми особенностями:

- Ответ респондента может не содержать информации «запрашиваемой» в вопросе или содержать ее косвенно и, таким образом, ответ может состоять только из информации, предоставляемой респондентом

Пример:

«Как бы Вы хотели войти в историю?» – «Чем меньше думаешь о вхождении в историю, тем больше шансов добиться этой цели, если вообще нужно ставить перед собой эту цель. Нужно просто честно работать. Каждый день, как святой Франциск, мотыжить свой небольшой участок – и удача придет».

- Информация, в виде цельнооформленных языковых единиц (предложений, реплик, высказываний), предоставляемая респондентом, может содержать как знания, известные читателю и/или интервьюеру, так и  субъективное мнение или «словосочетания, предупреждающие действия» (хотел бы ответить на Ваш вопрос, давайте поговорим о чем-либо и т.п.)

- Информация, в виде цельнооформленных языковых единиц (предложений, реплик, высказываний), предоставляемая интервьюером, может служить опорой для задаваемого вопроса или же служить косвенным вопросом

Пример:

а) «У Касьянова с демократами в США отношения устойчивые. Не боитесь, что Вы ему нужны до времени?»

б) «Когда разговариваешь с людьми на улицах Киева, бросается в глаза, что «оранжевые» более открыты, чем «бело-синие»»

В результате изучения и анализа текстов политического интервью были сделаны следующие выводы об основных принципах построения интервью:

      I.          Риторический вопрос представлен у большинства рассмотренных нами примеров (в 17-ти из 20-ти примеров). Можно также сказать, что обычно количество семантических структур с таким свойством составляет не менее двух. Наличие данной семантической структуры не зависит от длины текста интервью, а только от коммуникативных намерений говорящего (респондента).

   II.          Семантические структуры со свойством вопроса, задаваемого респондентом и ответа, данного ему интервьюером, в большинстве рассмотренных нами случаев отсутствуют (обнаружены в 4-х из 20-ти примеров). Это никак не зависит от длины текста. Такая мена коммуникативных ролей является наилучшим выражением коммуникативного взаимодействия между интервьюером и респондентом.

III.          Информация, предоставляемая респондентом, присутствует во всех изученных текстах интервью. Количество данных семантических структур не зависит от количества заданных интервьюером вопросов и дается только на усмотрение самого респондента.

IV.          Информация, предоставляемая интервьюером, обнаружена во всех анализируемых текстах интервью. Количество данных семантических структур зависит только от коммуникативного намерения говорящего (интервьюера).

   V.          Вопрос интервьюера – одна из основных частей текста любого интервью. Количество данных семантических структур в тексте интервью не зависит от других показателей, кроме когнитивной базы интервьюера и его коммуникативных намерений.

VI.          Ответ респондента, также как и вопрос интервьюера, является неотъемлемой частью образования текста любого интервью. Количество   семантических структур в тексте интервью косвенно зависит от заданных вопросов.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что в основном текст интервью содержит большее количество ответов, чем заданных интервьюером вопросов. Если же ответов меньше, следовательно, респондент по каким-либо причинам посчитал необходимым предоставление какой-либо информации, вместо непосредственного ответа на заданный вопрос.

Опираясь на результаты исследования, можно говорить о том, что создать типовую структуру дискурса интервью нельзя, так как наличие и количество составляющих текстовой части интервью зависит в основном от самих коммуникантов.

 

(0,19 п.л.)