АЛЕКСЕЙ АРКАДЬЕВИЧ РОМАНОВ
Основателю и вдохновителю научной школы «Динамическая модель
диалога» профессору, доктору филологических наук, заслуженному деятелю науки
Российской федерации Алексею Аркадьевичу Романову исполняется 55 лет. Возраст,
по достижению которого принято подводить итоги и почивать на заслуженных лаврах.
Однако к Алексею Аркадьевичу Романову эти слова ни в коей мере не относятся.
Подводить итоги, исходя из его сегодняшних научных исследований в области
актуальнейших направлений лингвистики, лингвопсихологии, лингвосуггестологии, а
также принимая во внимание количество и разнообразие работ его учеников, для
него занятие, бесспорно, преждевременное, а почивать на лаврах он просто не
умеет. Другими словами, нынешний юбилей известного не только в нашей стране, но
и за рубежом ученого – еще одна веха в его профессиональной деятельности, точка
отсчета для многочисленных последователей и продолжателей его идей.
Научная карьера профессора Романова была стремительной. Он
пришел в науку по сегодняшним меркам довольно поздно – почти достигнув
тридцатилетнего возраста. Затем последовала защита кандидатской диссертации и
уже через шесть лет – докторской. В 1998 году он становится Заслуженным деятелем
науки Российской Федерации. Он заведует двумя кафедрами в двух крупнейших высших
учебных заведениях города Твери, руководит двумя лабораториями психолингвистики
и профессиональной коммуникации и читает лекции. Лекции, на которые приходят
кроме студентов аспиранты всех научных направлений – языковеды, психологи,
философы, и просто те, кого интересуют тайны языка, секреты словесного и
несловесного воздействия. Лекции, которые проходят в переполненных аудиториях в
различных вузах России, Украины, Белоруссии, Узбекистана.
Масштаб его научной деятельности не может не поражать. Если
55 лет – это некая промежуточная веха, то давайте посчитаем: на сегодняшний день
Алексей Аркадьевич Романов написал более 300 научных работ, в том числе 23
монографии и учебных пособия. Под его руководством издано 35 сборников научных
трудов, посвященных проблеме динамической (регулятивной) природе диалогической
интеракции. И, наверное, самое большая его гордость и самое главное его идее
вложение – его многочисленные последователи и ученики. На сегодняшний день он
подготовил 35 кандидатов и 10 докторов наук, и мы не можем гарантировать
точность данных цифр, потому что за время издания этой книги их количество,
несомненно, увеличилось. Причем география его учеников впечатляет – Тверь,
Москва, Петербург, Магадан, Томск, Ульяновск, Пермь, Ижевск, Тюмень,
Чебоксары...
Как, безусловно, поражает и широта его научных интересов: от
проблем регулятивной деятельности участников диалога до семиотики телесности, от
лингвориторической парадигмы до специфики сакрально-ритуального дискурса, от
вопросов политической лингвистики до описания механизма реализации
аргументативных стратегий и многое другое.
Нам, его ученикам, особенно приятно, что мы имеем возможность на страницах этой
книги выразить нашему Учителю огромную признательность за его терпение, внимание
и за то, что он заражает и вдохновляет нас своей неиссякаемой энергией. И это
правда: он и научит, и заставит, и вдохновит. С ним очень часто бывает нелегко,
потому что наш Учитель не выносит некомпетентности и непрофессионализма, и, даже
уже защитив кандидатскую или докторскую диссертацию, мы постоянно слышим от
него, что получение степени – это еще не все, нужно стать настоящим ученым,
профессионалом, в какой-то мере творцом. И спасибо ему за то, что у нас перед
глазами всегда есть достойный пример настоящего пути в науке и в жизни.
С любовью
ученики – Учителю