АЛЕКСЕЙ АРКАДЬЕВИЧ РОМАНОВ

    Основателю и вдохновителю научной школы «Динамическая модель диалога» профессору, доктору филологических наук, заслуженному деятелю науки Российской федерации Алексею Аркадьевичу Романову исполняется 55 лет. Возраст, по достижению которого принято подводить итоги и почивать на заслуженных лаврах. Однако к Алексею Аркадьевичу Романову эти слова ни в коей мере не относятся. Подводить итоги, исходя из его сегодняшних научных исследований в области актуальнейших направлений лингвистики, лингвопсихологии, лингвосуггестологии, а также принимая во внимание количество и разнообразие работ его учеников, для него занятие, бесспорно, преждевременное, а почивать на лаврах он просто не умеет. Другими словами, нынешний юбилей известного не только в нашей стране, но и за рубежом ученого – еще одна веха в его профессиональной деятельности, точка отсчета для многочисленных последователей и продолжателей его идей.
    Научная карьера профессора Романова была стремительной. Он пришел в науку по сегодняшним меркам довольно поздно – почти достигнув тридцатилетнего возраста. Затем последовала защита кандидатской диссертации и уже через шесть лет – докторской. В 1998 году он становится Заслуженным деятелем науки Российской Федерации. Он заведует двумя кафедрами в двух крупнейших высших учебных заведениях города Твери, руководит двумя лабораториями психолингвистики и профессиональной коммуникации и читает лекции. Лекции, на которые приходят кроме студентов аспиранты всех научных направлений – языковеды, психологи, философы, и просто те, кого интересуют тайны языка, секреты словесного и несловесного воздействия. Лекции, которые проходят в переполненных аудиториях в различных вузах России, Украины, Белоруссии, Узбекистана.
    Масштаб его научной деятельности не может не поражать. Если 55 лет – это некая промежуточная веха, то давайте посчитаем: на сегодняшний день Алексей Аркадьевич Романов написал более 300 научных работ, в том числе 23 монографии и учебных пособия. Под его руководством издано 35 сборников научных трудов, посвященных проблеме динамической (регулятивной) природе диалогической интеракции. И, наверное, самое большая его гордость и самое главное его идее вложение – его многочисленные последователи и ученики. На сегодняшний день он подготовил 35 кандидатов и 10 докторов наук, и мы не можем гарантировать точность данных цифр, потому что за время издания этой книги их количество, несомненно, увеличилось. Причем география его учеников впечатляет – Тверь, Москва, Петербург, Магадан, Томск, Ульяновск, Пермь, Ижевск, Тюмень, Чебоксары...
    Как, безусловно, поражает и широта его научных интересов: от проблем регулятивной деятельности участников диалога до семиотики телесности, от лингвориторической парадигмы до специфики сакрально-ритуального дискурса, от вопросов политической лингвистики до описания механизма реализации аргументативных стратегий и многое другое.
Нам, его ученикам, особенно приятно, что мы имеем возможность на страницах этой книги выразить нашему Учителю огромную признательность за его терпение, внимание и за то, что он заражает и вдохновляет нас своей неиссякаемой энергией. И это правда: он и научит, и заставит, и вдохновит. С ним очень часто бывает нелегко, потому что наш Учитель не выносит некомпетентности и непрофессионализма, и, даже уже защитив кандидатскую или докторскую диссертацию, мы постоянно слышим от него, что получение степени – это еще не все, нужно стать настоящим ученым, профессионалом, в какой-то мере творцом. И спасибо ему за то, что у нас перед глазами всегда есть достойный пример настоящего пути в науке и в жизни.

С любовью
ученики – Учителю