МИР ЛИНГВИСТИКИ И КОММУНИКАЦИИ, 2013 № 1 (30)
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПУБЛИКАЦИИ
1. В.М. Савицкий
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара
ЯЗЫКОВОЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ:
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
LANGUAGE BORROWING: THE ONTOLOGICAL ASPECT
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова:
заимствование, воссоздание, ассимиляция, структура, форма, субстанция
Keywords: borrowing, reproduction,
assimilation, structure, form, substance
В статье анализируется давнее разногласие лингвистов по вопросу о сущности
процесса заимствования: перенос единицы из языка в язык или ее воссоздание в
другом языке? Это противоречие представлено в статье как диалектическое единство
противоположностей и два ракурса единого процесса заимствования. В статье также
предложено решение проблемы тождества интернационализмов.
The author analyzes a long-standing disagreement concerning the essence of
borrowing: cross-language transfer or reproduction? The discrepancy is presented
as a dialectic unity and as two different angles of viewing the same process.
The author offers a solution to the problem of international words’ identity.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
2. Д. Тафазоли / D. Tafazoli, С.
Ширимбу / S. Chirimbu
Университет Прикладных наук и технологий (Иран)
Университет «Спиру Харет» (Румыния)
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
FACEBOOK ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКИМ ИДИОМАМ
SOCIAL NETWORKING. USING FACEBOOK IN TEACHING
ENGLISH IDIOMS
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова: технологии на основе сети,
социальные сети, Facebook, идиомы, английский язык
Keywords:
web-based technologies, social networking, Facebook, idioms, English
Социальные сети, такие как Facebook могут быть использованы для обучения
иностранному языку, а также для его изучения. Использование Web 2.0 технологий,
таких как социальные сети, вики, подкасты и водкасты дает множество преимуществ
студентам и преподавателям. Социальные сети предоставляют студентам некоторые
психологические и образовательные преимущества по сравнению с другими
технологиями Web 2.0. Происходит периферийное изучение языка, в частности,
пополнение словарного запаса.
Social networks such as Facebook can be adapted for use in second / for-eign
language learning and teaching. Using web 2.0 technologies such as social
networks, wikis, podcast and vodcast has lots of benefits to students, classroom
and teachers. The effect of social networks in compare with other web 2.0
technologies has some psychological benefits beside than educational ones to
students. Peripheral language learning is something usually happened especially
for vocabulary.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
3.
Л.А. Романова, А.А. Антонов-Овсеенко
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г.
Тверь
Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой, г. Москва
ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ И СТИЛИСТИКА
ПУБЛИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ В КАНУН ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.
CONTENT’S MOVEMENT AND ANNOUNCEMENT’S
STYLISTICS OF RUSSIAN PRESS ON THE EVE OF FEBRUARY REVOLUTION 1917
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова:
периодическая печать, цензура, содержательное лицо, стилистика, публикации
Keywords:periodical press, cencorship,
content face, stylistics, announcements
В статье осуществлен анализ динамики содержательного лица и стилистики
публикаций подцензурной печати России, находившейся под совокупным воздействием
нормативно-правовой базы и практики государственных регуляторов вопросов печати,
в канун революционных преобразований 1917 г.
The article is devoted to the analysis of dynamics of the content face and style
of publications censored Russian press, which was under the combined effect of a
normative-legal base and practice of state regulatory issues print, on the eve
of the revolution of 1917.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
II. МАТЕРИАЛЫ И
СООБЩЕНИЯ
4. С.Г. Исаев
Новгородский государственный университет, г. Великий Новгород
А. ШОПЕНГАУЭР О ПРИНИЦИПАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОМПЕНСАЦИИ
A. SHOPENHAUER ABOUT PRINCIPLES OF THE ART
COMPENSATION
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова: восполнение,
компенсация, визуальность, акустика, композиционное единство
Keywords: completion, compensation,
visuality, acoustics, composite unity
Предмет статьи – учение А. Шопенгауэра о компенсации в произведении
художественной литературы. Раскрыты взаимодействие в мышлении «глаза» и «уха»,
роль визуальности и акустики в построении художественной картины мира. Выделена
функция восполнения в процессе образования композиционного единства
художественного произведения. Подчеркнута актуальность проблем для современной
теории литературы.
The subject of this article is Shopenhauer's compensation theory in the works of
art. The interaction of ear and eye in mentality, the function of visuality and
acoustics in creating the picture of world is shown. The role of completion in
creating process of art work unity was allocated. The actuality of this problem
for modern literary theory was underlined in this article.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
5. Н.Ю. Гутарева
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск
СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИНОНИМОВ И ДЕРИВАТОВ ГЛАГОЛА
“ЛЬСТИТЬ”
SEMANTIC ANALYSIS OF SYNONYMS AND DERIVATIVES OF
THE VERB "TO FLATTER"
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова:
семантический анализ, глагол, синонимы, дериваты
Keywords: semantic analysis, verb, synonyms,
derivatives
В статье рассматривается семантический анализ глагола «льстить» и его синонимов.
Автор приходит к выводу, что исследование вербального льстивого поведения дает
возможность судить о разнообразных видах его проявления на уровне языка и речи.
This article studies a semantic analysis of the verb "flatter" and its synonyms.
The author concludes that the study of verbal flattered conduct makes it
possible to judge the variety of its manifestations at the level of language and
speech.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
6. Л.Р. Дускаева, Н.А. Корнилова
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
РЕЧЕВОЙ ЭПАТАЖ КАК ФОРМА КОНТАКТОУСТАНОВЛЕНИЯ В
СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЙНОЙ РЕЧИ
SHOCKING AS A FORM OF
ESTABLISHING OF COMMUNICATUON AT MODERN MASS MEDIA DISCOURSE
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова: фатическая
речь, речевая коммуникация, установление контакта, развлечение, эпатаж
Keywords: phatic
speech, speech communication, establishing of communication, entertainment,
shocking
В данной статье рассматривается такое распространённое в современной медийной
практике явление, как речевой эпатаж. Авторы дают определение явлению и
обращаются к среде, в которой оно оказывается наиболее востребованным – сетевым
СМИ. На конкретных примерах продемонстрировано функционирование речевого эпатажа
в медиатексте, на основе анализа сделаны выводы о возможностях такого речевого
поведения.
This article
is devoted to shocking as an actual speech practice at modern mass media
communication. It contains the definition of shocking and analyses of its
functioning. The examples were borrowed from Internet, because of exceptional
popularity of this speech behavior variant there.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
III. ИССЛЕДОВАНИЯ
7. А.А. Антонов-Овсеенко
Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой, г. Москва
ЦЕНЗУРА ПЕЧАТИ В РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (март-октябрь 1917
г.)
PRESS CENCORSHIP IN REVOLUTIONARY RUSSIA (March-October
1917)
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова:цензура,
печать, Временное правительство, Петроградский совет
Keywords: cencorship, press, Provisional
government, Petrograd’s council
В статье
осуществлен анализ противоречивших друг другу решений по вопросам периодической
печати двух образованных в ходе Февральской революции 1917 г. центров власти –
Временного правительства и Петроградского совета: при официальной отмене цензуры
различные ее виды продолжали применяться в течение рассматриваемого в статье
периода марта – октября 1917 г.
The article is
devoted to the analysis of contradicting each other decisions on the issues of
periodicals of the two formed in the course of the February revolution of 1917,
the centers of power - the Provisional government and the Petrograd Council: in
the formal abolition of censorship its various forms continued to be applied
during the reference in article period March - October 1917.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
8. 8. С. Ширимбу / S. Chirimbu
Университет «Спиру Харет» (Румыния)
МОЛОДОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
YOUNG EUROPEAN GENERATION. COMMUNICATION TECHNOLOGY
AND SOCIAL NETWORKING
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова: социальные
сети, технологии, коммуникация, участие, молодое европейское поколение
Keywords: social networking, technology,
communication, involvement, young European generation
Молодое
европейское поколение является свидетелем быстро меняющегося окружающего мира;
двойная природа этого процесса –
политические и экономические изменения, которые, с одной стороны, влияют на
коммуникацию, а, с другой стороны, на реализацию
социальных и политических предпочтений. Такие он-лайн знакомства, например, как
Facebook, Talk 2 и My Space - это современные
технологии, которые могут использоваться для выбора предпочтений, мотивации и в
качестве средства для быстрого достижения
поставленной цели.
The European
Young generation has witnessed and have been living in a fast changing,
fast-developing environment; the double nature of this change process –
political and economic on the one hand and communicational on the other hand has
been certainly influencing the way the young generation conceives social and
political action and involvement. Online social network like Facebook, Talk 2
and My Space are the new technologies in today's world used by this new
generation with different learning preferences, motivation and high
expectations, fast achievements.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
9. Н.Р. Сумбатова
Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва
ПРОБЛЕМА ЧАСТЕЙ РЕЧИ В ДАРГИНСКОМ ЯЗЫКЕ
THE PROBLEM OF PARTS OF SPEECH IN DARGIN
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова:
части речи, синтаксические классы, дистрибуция, синтаксические границы
Keywords: parts of speech, word classes,
distribution, syntactic constituents, lexical integrity
В статье подробно анализируется процедура выделения частей речи в даргинском
языке (нахско-дагестанская семья) – языке с
богатой агглютинативной морфологией и многочисленными и продуктивными
словообразовательными деривациями. Отдельно
анализируются морфологические классы слов, а также синтаксические классы,
выделяемые на основе дистрибуции единиц и их
управляющих свойств. В работе предлагается процедура приписывания того или иного
синтаксического класса словоформам различных типов, в том числе образованиям,
полученным в результате дериваций.
The paper concentrates on the problem of word classes in
Dargwa (Nakh-Daghestanian), the language with rich agglutinative morphology and
a number of productive derivation rules. The author analyses three different
approaches to word classes – based on morphology of word forms, their
distribution and, finally, their ability to dominate different phrases. The
result is a procedure of ascribing a syntactic class to words of different types
including the forms that appeared as the result of a derivation.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
IV. НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
В текущем номере журнала «Мир лингвистики и коммуникации» с
разрешения авторов мы начинаем публикации фрагментов из книги «Основы дискурса.
– Ульяновск: УлГУ, 2009. - 290 с.»
10. А.А. Романов, Н.А. Белоус
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
АКТУАЛИЗАЦИЯ ФРЕЙМОВОЙ СТРУКТУРЫ ТИПОВОГО
ИНТЕРАКТИВНОГО АКТА ОБЩЕНИЯ
ACTUALIZATION OF FRAME STRUCTURE OF TYPICAL
INTERACTIVE ACT IN COMMUNICATION
V. ПАМЯТИ ЛИНГВИСТА
В редакционном портфеле журнала находятся неопубликованные статьи сотрудника нашей редакции доктора филологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Института языкознания Российской академии наук Ю.А. Сорокина. Редакция считает своим долгом осуществить публикацию его научных трудов.
11. Ю.А. Сорокин
Институт языкознания Российской академии наук, г. Москва
ЧИТАЯ ФЕТА
READING FET
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова: поэзия А.А.
Фета, ассоциативные цепочки, ассоциативные реакции, изобра¬зительность /
пиктографичность, метавербальный контекст, авербальное представление, творческая
реализация
Keywords: poetry of A.A. Fet,
associative chains, associative reaction, figurativeness, metaverbal context,
nonverbal representation, realization
В статье
представлены рассуждения автора, которые целесообразно рассматривать в качестве
ассоциативных цепочек или ассоциативных реакций на фетовские стимулы-коммуникаты.
The article
presents the author's arguments, which should be viewed as associative chains or
associative reactions to Fet’s communicative stimuli.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
Антонов-Овсеенко Антон Антонович |
подробнее...