МИР ЛИНГВИСТИКИ И КОММУНИКАЦИИ, 2013 № 4 (33)
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПУБЛИКАЦИИ
1. Л.М. Борисенкова
Смоленский гуманитарный университет, г. Смоленск
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В СФЕРЕ
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ: КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ
LINGUISTIC STRUCTURING IN THE FIELD OF THE
WORD-BILDING: A COGNITIVE ASPECT
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова:
когнитивная лингвистика, естественный язык, система словообразования,
словообразовательный концепт, словообразовательная номинация, лингвистическое
конструирование
Keywords: cognitive linguistics, natural
language, word-building system, word-building concept, word-building nomination,
linguistic structuring
В статье
рассматриваются когнитивные особенности словообразования немецкого языка,
позволяющие как реконструировать содержание производного слова (семасиологическое
направление рассмотрения), так и конструировать новые словообразовательные
номинации (ономасиологическое направление рассмотрения).
The article
deals with the cognitive pecularities of word formation in the German language
that help to both reconstruct the content of the derivative word (semasiological
approach) and construct new word formation nominations (onomasiological
approach).
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
2. Е.В. Кузьмина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г.
Москва
МОДЕЛИРОВАНИЕ АКТОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБЩЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА
MODELLING OF INTERCULTURAL
PROFESSION-ORIENTED COMMUNICATION ACTS AS A MEANS OF THE PROFESSIONAL'S
PERSONALITY FORMATION
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова:
моделирование параметров общения, межкультурное профессионально ориентированное
общение, воспитательные, образовательные и развивающие цели обучения
Keywords: modelling of communication
characteristics, intercultural profession-oriented communication, educational
and developmental objectives of training
Статья посвящена одному из способов оптимизации процесса обучения
иностранному языку в свете гуманизации и гуманитаризации высшего
профессионального образования – моделированию актов межкультурного
профессионально ориентированного общения. Метод способствует комплексному
решению практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей
обучения.
The article addresses a way of optimization of foreign languages teaching
in the light of humanization and humanitarization of higher professional
education, that is the modeling of intercultural profession-oriented
communication acts. The method facilitates the achievement of practical,
educational and developmental objectives in an integrated manner.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
3. В.Х. Зайналабдиев
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь
МЕДИЙНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ФАКТОР
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ПОСТКРИЗИСНОГО РЕГИОНА
MEDIA COMMUNICATIVE PRACTICS AS THE FACTOR OF
POSITIVE IMAGE-BUILDING OF POST-CRISIS ERA REGION
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова: регион,
массмедийный дискурс, имидж, медиакоммуникант
Keywords: region, massmedia discourse, image,
mediacommunicant
В статье рассматриваются лингвистические классификации, выявляющие
корреляционные связи между экстралингвистическими факторами, оказывающими
влияние на собственно языковые характеристики речи говорящего, и реализуемыми в
речи синтаксическими конструкциями.
The article deals with linguistic classifications revealing correlations
between extralinguistic factors influencing lingual speech characteristics and
syntactic structures produced by the speaker.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
4. Е.А. Войтик
Томский государственный университет, г. Томск
КОНЦЕПТ «СПОРТ» В СОВРЕМЕННЫХ
МЕДИАТЕКСТАХ: КОГНИТИВНО-ДИСКУРСНЫЙ АСПЕКТ
THE CONCEPT OF «SPORT» IN THE MEDIATEXTS:
COGNITIVE-DISCOURSE ASPECT
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова: концепт
«спорт», когнитивный анализ, медиапространство, массмедийный концепт, медиатекст
Keywords: concept «sport», cognitive
analysis, media space, massmedia concept, media text
В статье рассматриваются базовые характеристики концепта «спорт» и его значение
в массмедийном дискурсе на примере современной периодической печати.
The article considers the basic characteristics of the
concept of «sport» and its importance in massmedia discourse on the example of
contemporary periodicals.
подробнее...
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
II. МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ
5. Е.В. Айвазьянц
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
КОНТРАСТ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ИМПЛИЦИТНЫХ СМЫСЛОВ В РОМАНТИЧЕСКОМ ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ ДЖ. КИТСА
CONTRAST AS THE MECHANISM OF FORMING AND
INTERPRETATION OF IMPLICIT SENSES IN JOHN KEATS’ ROMANTIC POETIC TEXT
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова: романтический поэтический
текст, концептуальная информация, прагматический потенциал, контраст,
имплицитные смыслы, эксплицитные смыслы, антитеза, оксюморон
Keywords: romantic poetic text, conceptual
information, pragmatic potential, contrast, implicit senses, explicit senses,
antithesis, oxymoron
В данной
работе рассматривается специфика функционирования стилистических фигур (антитезы
и оксюморона), определяющих условия реализации контраста как механизма передачи
скрытой концептуальной информации в художественном тексте английского
поэта-романтика Джона Китса.
In the
suggested article the peculiarity of functioning of stylistic figures (antithesis
and oxymoron) determining the realization of contrast as the transfer mechanism
of implicit conceptual information in the belles-lettres text of English
poet-romantic John Keats is considered.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
6. К.С. Мильман
Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево
СПОСОБЫ ПЕРЕВОДА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (на примере драматургии
А.Н. Островского «Гроза»)
WAYS OF TRANSLATION OF PHRASEOLOGICAL UNITS
(on the example of Ostrovsky`s dramatic art “The storm”)
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова:
фразеологизм, идиома, метафорические единицы, фразеологические выражения
Keywords: phraseological unit, idiom,
metaphorical units, set expressions
В статье
рассматриваются вопросы перевода фразеологизмов. Выделяются особенности
фразеологизмов как средств художественной речи. Рассматриваются и сравниваются
примеры фразеологизмов в английском и русском языках.
The article
deals with English phraseological units. Attention is focused on the ways of
their translation. The features of phraseological units are allocated as the
means of art speech. The examples of phraseological units are reviewed and
compared in English and Russian.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
7. А.В. Ганичева, А.В. Ганичев
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь
Тверской государственный технический университет, г. Тверь
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
СТРУКТУРНЫЙ МЕТОД РАСПОЗНАВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ СЦЕН
STRUCTURAL METHOD OF RECOGNITION OF DYNAMIC
SCENES
Ключевые слова: структурный метод,
распознавание, динамические сцены, информационные символы, стохастическая
грамматика
Keywords: structural method, recognition,
dynamic scenes, information symbols, stochastic grammar
В работе
предложен метод распознавания динамических сцен при четкой и нечеткой информации
о признаках объектов. Метод использует для распознавания структурное описание и
грамматический анализ сцен.
In work the
method of recognition of dynamic scenes is offered at accurate and indistinct
information on signs of objects. The method uses the structural description and
the grammatical analysis of scenes for recognition.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
8. Н.М. Ищук
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК КАТАЛИЗАТОР ДЕМАССИФИКАЦИИ
СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
SOCIAL STRATIFICATION AS THE CATALYST OF
DEMASSIFICATION SOCIAL COMMUNICATION
Ключевые слова:
стратификация общества, личность, индивидуализация, медиаповедение,
демассификация, интернет-пространство
Keywords: social stratification, individual,
individualization, media behavior, demassification, network
В данной
работе систематизируются мнения ученых об индивидуализации личности и как
следствии – демассификации социума, поведение индивида по отношению к обществу,
медиа и роль образования в этом процессе. В качестве синтеза автор предлагает
свою классификацию психологически-коммуникационного аспекта медиаповедения
аудитории в информационном интернет-пространстве.
In the given
work is systematized scientists' opinions about individualization of identity
and as a consequence – social demassification, behavior of an individual to
society, media and the role of education in this process. As a synthesis the
author suggests its psychologically and communication aspects classification of
media behavior in the informational network.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
III. ИССЛЕДОВАНИЯ
9. Е.Б. Трофимова
Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина, г. Бийск
ПРОСТРАНСТВО НОРМЫ СЛОВЕСНОГО АКЦЕНТА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
THE SPHERE OF THE RUSSIAN STRESS NORM
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова: категория
нормы, словесный акцент, кодифицированное ударение, акцентная вариативность,
лексикографические источники
Keywords: the norm category, word stress,
codified stress, stress variability, lexicographical resources
В статье
рассматривается проблема кодификации ударения в современном русском языке.
Анализ орфоэпических словарей, проведенный автором, свидетельствует об
отсутствии единого подхода к пониманию словесного акцента, что порождает
различную оценку вариативности ударения. По мнению автора, психолингвистическое
исследование узуального акцента в русском языке позволит выявить и объяснить
тенденции в сфере русской акцентологии.
The report
deals with the problem of word stress codification in the modern Russian
language. The author analyzes pronouncing dictionaries permitting to state the
lack of unified approach to understanding of accent standards. According to the
author, psycholinguistic study of usual word stress in Russian will make it
possible to identify and explain the trends in the sphere of Russian word accent.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
10. В.П. Сидельников
Донецкий национальный университет, г. Донецк
О ГРАНИЦАХ И НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННОЙ
ЛИНГВИСТИКИ
ABOUT BORDERS AND SOME FEATURES OF MODERN
LINGUISTICS
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова: современная лингвистика,
лингвистические теории, международные лингвистические форумы
Keywords: modern linguistics, linguistic
theories, international linguistic forums
В статье
дается обзор многочисленных современных лингвистических теорий, а также автором
предпринята попытка определить границы современной лингвистики.
The article
gives a review of modern linguistic theories. The author tries to define the
boundaries of modern linguistics.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
11. А.В. Кашкина
Воронежский государственный университет, г. Воронеж
НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ МАРКЕМЫ И ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
THE MOST FREQUENT MARKEMES AND THEIR
REGULARITIES
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова: маркема,
маркемный анализ, индекс тематической маркированности, частота, русская поэзия
Keywords: markeme, markemic analysis, Index
of Thematic Markedness, frequency, Russian poetry
В статье представлены результаты, полученные при применении
метода маркемного анализа к русским поэтическим текстам. Исследуются маркемы,
обладающие наибольшей частотой в поэтических текстах, с целью выявления лежащих
в основе их употребительности закономерностей. Кроме того, рассматривается
динамика распространенности этих маркем.
The paper represents a group of results achieved by applying
markemic analysis to Russian poetry. The author investigates the markemes
possessing the maximum frequency in poetic texts in order to define the
regularities underlying their frequency of usage. In addition, the dynamics of
occurrence of these markemes is discussed.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
12. В.М. Ростовцева
Томский политехнический университет, г. Томск
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
PSYCHOLINGUISTIC BASE IN FOREIGH LANGUAGE
TEACHING TROUGH COMPETENCE APPROACH
Идентификационный номер 0421200038\ХХХХ
Ключевые слова:
психолингвистика, обучение иностранному языку, подход, структура компетенции
Keywords: directive remark, the
communication, the initiator, the dialogue, a social role, a communicative role,
a speech situation
В данной
работе описываются проявление психолингвистических основ сквозь призму структуры
компетенции при обучении иностранному языку.
In the given
work manifestation of psycholinguistic base in foreign language teaching is
described trough structure of competence.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
IV. НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
В текущем номере журнала «Мир лингвистики и коммуникации» с разрешения
авторов мы продолжаем публикации фрагментов из книги «Основы дискурса. –
Ульяновск: УлГУ, 2009. - 290 с.»
13. А.А. Романов, Н.А. Белоус
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
РЕГУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДИСКУРСЕ
REGULATE PRACTICE IN DISCOURSE
Рекомендовано к публикации
V. ХРОНИКА
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ
16 декабря
2013 в Институте прикладной лингвистики и массовых коммуникаций Тверской
государственной сельскохозяйственной академии состоялась лекция известного
швейцарского лингвиста, специалиста в области славянского языкознания, анализа
дискурса, истории лингвистических учений Патрика Серио.
Айвазьянц Елена Владимировна |