МИР ЛИНГВИСТИКИ И КОММУНИКАЦИИ, 2015 № 4



СОДЕРЖАНИЕ

  I. ПУБЛИКАЦИИ

1. Т.Л. Каминская
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород

МЕДИАТИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ
THE MEDIATIZATION OF PERSONALITY: COMMUNICATIVE ASPECT
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: интерпретация, личность, медиадискурс, медиатизация
Keywords: interpretation, personality, media discourse, mediatization
  В статье рассматривается медиатизация персональной сферы личности, которая стремительно развивается в последнее десятилетие. Акцент ставится на его коммуникативных составляющих и их вариантах.
  The author explores the mediatization of personality, which are developing rapidly in the last decade. The paper places the emphasis on the communicative characteristics of the discourse and its options.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
 

2. А.А. Романов, Л.А. Романова, О.Н. Морозова
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

РОЛЬ МЕМЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ «ОБМАННЫХ» МЕДИА-СМЫСЛОВ
THE ROLE OF MEMETIC INFORMATION IN FORMATION OF «FRAUDULENT» MASS-MEDIA
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: медиа-смысл, масс-медиа, меметика, мем, регулятив
Keywords: mass-media, mass-media, memetics, mem, regulative
  В статье обсуждается роль меметической информации в формировании «обманных» медиа-смыслов. Авторы приходят к выводу, что меметичность можно трактовать как некое многократно-целевое наложение усвоенного в социуме обыденного знания условий жизнедеятельности индивида в виде шаблонов.
  The article discusses the role of memetic information in formation of «fraudulent» mass-media. The authors conclude that memeticscan be interpreted as a kind of multiple-target imposition assimilated in the society of ordinary knowledge of living conditions of the individual in the form of templates.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
 

3. И.А. Чеснокова, Ю.В. Кобенко
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск

«ПИСЬМО В БУДУЩЕЕ» КАК АВТОКОММУНИКАТИВНЫЙ ГИБРИДНЫЙ ЖАНР ВИРТУАЛЬНОГО ДИСКУРСА
“LETTER TO THE FUTURE” AS A HYBRID AUTO-COMMUNICATIVE GENRE OF VIRTUAL DISCOURSE
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: виртуальный дискурс, письмо в будущее, жанр дневника, жанр личного письма, гибридные жанры, автокоммуникация, темпоральная структура
Keywords: virtual discourse, letter to the future, diary, personal letter, hybrid genres, auto-communication, temporal structure
  В статье рассматривается новый жанр виртуального дискурса – «письмо в будущее». Выдвинута гипотеза о гибридном характере данного жанра, представляющего симбиоз жанров дневник и личное письмо. Функционирование данного автокоммуникативного события в рамках виртуального дискурса обусловливает совмещение форм речевого общения (монолог/диалог), многовекторную адресованность, усложнение темпоральной структуры письма.
  The article considers a new genre of the virtual discourse – “letter to the future”. This genre is viewed as the product of hybridization of a personal letter and a diary. Functioning of the auto-communicative genre in the virtual discourse results in the symbiosis of forms of communication (monologue/dialogue), multiple-vector address, and complicated temporal structure of the letter.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

4. А.В. Кашкина
Воронежский государственный университет, г. Воронеж

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ И ВЫРАЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЯ (на материале романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и его переводов)
FUTURE TENSE AND INTENSIONS OF EXPRESSION (on the materials of M. Bulgakov’s novel “The Master and Margarita” and its translations)
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: функциональная типология, параллельные переводы, будущее время, намерение, контекст
Keywords: functional typology, parallel translations, future tense, intention, context
  В статье предлагается дальнейший анализ форм будущего времени в русских художественных текстах и их переводах. Исследование построено на корпусе параллельных переводов романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» на английский, немецкий, французский, итальянский и испанский языки. Как один из этапов на пути к построению функциональной типологии будущего времени, статья направлена на сопоставление способов выражения намерения в некотором контексте. Рассматривается использование форм будущего времени для сообщения о намерении, его уточнения, подтверждения, отказа от намерения. Демонстрируется зависимость использования форм простого будущего и настоящего, а также аналитических конструкций от различных аспектов действия, таких, как его отнесенность к плану ближайшего будущего, указание точного времени реализации действия и т.д., а также отношения говорящего к действию. Выбор формы в переводе обусловливается как вышеупомянутыми факторами, так и интерпретацией ситуации переводчиком.
  The paper provides further examination of future tense forms in Russian literary texts and their translations. The research is based upon the corpora of parallel translations of M. Bulgakov’s novel “The Master and Margarita” into English, German, French, Italian, and Spanish. Forming one of the steps towards the creation of the functional typology of the future tense, the paper focuses on comparing and contrasting ways of expressing intentions in a certain context. The usage of future tense forms to state, discuss, confirm, accept and deny future plans and intentions is discussed. The dependence of utilizing simple future and present tense forms as well as analytic structures in translations on various parameters of a future action such as its occurrence in immediate future, stated time etc. and the speaker’s attitude towards the action is shown. The translator’s choice is determined by the factors mentioned above as well as the translator’s own interpretation of the context.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

5. О.В. Новоселова
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

ПРЕСУППОЗИЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ КОММУНИКАТИВНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ
PRESUPPOSITIONAL FACTORS OF COMMUNICATIVE UNFAIRNESS
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: дискурсивная практика, категория коммуникативной справедливости, коммуникативно справедливые практики, социальное взаимодействие
Keywords: discursive practice, category of communicative fairness, communicative fair practices, social interaction
  В статье говориться о том, что создание коммуникативно справедливого пространства диалога представляет собой достаточно сложную прагматическую задачу для собеседников. Возникновение коммуникативной несправедливости дискурсивных практик может быть обусловлено рядом как зависящих, так и не зависящих от собеседников факторов.
  The creation of a fair communicative space of dialogue is a difficult pragmatic problem for interlocutors. The appearance of communicative unfair discursive practices can be caused by a number of factors dependent and non-dependent on interlocutors.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации


  II. МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ

6. Е.А. Карабутова, Ю.А. Прокопенко
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ДИСКУРСУ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
TRAINING STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES IN THE FOREIGN-LANGUAGE PROFESSIONAL DISCOURSE AS THE BASIS OF EFFECTIVE FORMATION OF FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: профессиональный дискурс, межкультурная коммуникация, дискурсивная компетенция, экстралингвистические факторы
Keywords: professional discourse, intercultural communication, discourse competence, extra textual factors
  Статья посвящена проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения студентов неязыковых специальностей вуза профессиональному дискурсу, обусловленного социальным контекстом, конкретной коммуникативной ситуацией или высказыванием дискуссионного характера, побуждающих участников к иноязычной коммуникации.
  The article is devoted to the problem of foreign-language communicative competence formation in the training process of university students of non-linguistic specialties in a professional discourse caused by a social context, a definite communicative situation or the utterance of discursive character, pushing them to foreign-language communication.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

7. Л.С. Чикилева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ДЕЛОВОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE PROCESS OF TEACHING PUBLIC SPEAKING AT THE LESSONS OF BUSINESS ENGLISH
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: деловая коммуникация, презентация, публичная речь, эффективное общение
Keywords: business communication, presentation, public speech, effective communication
  В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения публичной речи на занятиях по деловому английскому языку в Финансовом университете при Правительстве РФ. Особое внимание уделяется подготовке презентаций и проведению конкурсов на лучшую презентацию.
  The article highlights characteristic features of forming a communicative competence in the process of teaching Business English at the Financial University under the Government of the Russian Federation. Special attention is given to preparation of presentations and organizing public speaking contests.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

8. А.В. Стасюк, А.А. Казанцева
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

ФОРМАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ АКТОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ КОМПЛИМЕНТА (на примере немецкого и русского языков)
FORMAL MODELS OF SPEECH ACTS’ IMPLEMENTATION WITH THE SENSE OF COMPLIMENT (on the example of the German and Russian languages)
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: высказывание, комплимент, речевой акт, структура, семантика
Keywords: utterance, compliment, speech act, structure, semantics
  Предметом исследования в данной статье является речевой акт со значением комплимента, как речевого акта, выражающего похвалу, восхищение, одобрение, выражаемые адресантом по отношению к своему собеседнику, имеющие своей целью социальное и эмоциональное речевое воздействие на адресата. Также в данной работе описываются формальные модели реализации речевого акта комплимента в немецком и русском языках.
  The article focuses on the speech act with the compliment’s sense, which expresses praise, admiration, approval told by the sender to his companion. The sender’s purpose is the social and emotional speech influence on the recipient. The paper describes the formal models of compliment’s speech acts’ implementation in German and English languages.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

9. В.В. Малышев
Тверское суворовское военное училище, г. Тверь

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОГО ДИСКУРСА С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
SPECIAL ASPECTS OF EDUCATIONAL DISCOURSE WITH USING THE MODERN COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: учебный дискурс, современные коммуникативные технологии, регулятив, урок, учитель, ученик, коммуникация
Keywords: educational discourse, modern communicative technologies, regulative, lesson, teacher, pupil, communication
  В статье рассматриваются особенности восприятия учебного дискурса с применением современных информационно-коммуникативных технологий на определенных этапах проведения занятия.
  The article deals with the special aspects of educational discourse with using modern communicative technologies at certain stages of the training session.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

10. К.С. Ращупкина
Тверской государственный университет, г. Тверь

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТРАТЕГИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В УЧЕБНОМ ДИСКУРСЕ
THE BASIC COMPONENTS OF SELF-PRESENTATION STRATEGY IN EDUCATIONAL DISCOURSE
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: стратегия самопрезентации, учебный дискурс, управление впечатлением, «нелингвистическая презентация», «личностная презентация», «профессиональная презентация», «интернет-презентация»
Keywords: self-presentation strategy, educational discourse, impression management, «non-linguistic presentation», «professional presentation», «personal presentation», «online presentation».
  В данной статье рассматривается самопрезентационная стратегия в рамках учебного типа дискурса, на основе количественных данных выявляются основные компоненты данной стратегии, приводится описание каждого составляющего элемента.
  The article deals with the self-presentation strategy within educational type of discourse. It reveals the basic components of the given strategy on the basis of quantitative data and presentthe description of every element.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

  III. ИССЛЕДОВАНИЯ

11. С.В. Ионова
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

ИСТОРИЯ, ЦЕННОСТНЫЕ КОНСТАНТЫ И РИТОРИКА ДЕТСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ (по материалам энциклопедического альманаха
о волгоградской пионерии)
HISTORY, AXIOLOGICAL CONSTANTS AND RHETORIC OF THE CHILDREN PATRIOTIC MOVEMENT (adapted from the encyclopedic anthology of the Volgograd Young Pioneers)
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: ценностные константы, патриотизм, детская организация, дискурс, риторика, речевка, символика
Keywords: axiological constants, child organization, discourse, rhetoric, slogan, symbolism
  В статье представлен новый источник – книга о пионерии Волгоградской области, содержащий большой массив фактуальных данных, текстов документов, писем и воспоминаний, плакатов, лозунгов, речевок и символики, воспроизводящих дискурс, символы, прецеденты и риторику пионерского движения с начала ХХ по начало ХХI вв. Данная проблема становится особенно актуальной в связи с Указом Президента Российской Федерации о формировании новых школьных патриотических организаций. Учитывая 90-летнюю историю пионерии в нашей стране, данный энциклопедический источник может во многом способствовать началу обобщающего изучения важнейших характеристик детского патриотического движения с позиций лингвистики и лингвокультурологии.
  The article represents a new source – the anthology of the Volgograd Young Pioneers, which includes factual information, texts of documents, letters and memories, posters, slogans, cadences and symbols. They recall the discourse, symbols, rhetoric and events of the Young Pioneer movement for the period of the 20th and 21 centuries. The issue is becoming more important in relation to the Russian Federation President’s decree on the creation of new children patriotic organizations. Taking into consideration the 90-year history of the Young Pioneer movement in Russia the encyclopedic anthology can assist in the research of children's patriotic movement from the standpoint of linguistics and linguoculturology.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

12. Е.В. Малышева
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

ФРЕЙМООБРАЗУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ТАКТИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ДИАЛОГЕ
FRAME MAKING MECHANISM OF TACTILE ACTIONS IN DIALOGUE
Идентификационный номер 0421200038\XXXX



Ключевые слова: прикосновение, диалог, социальная интеракция, коммуникация, тактильные действия, фрейм
Keywords: touch, dialogue, social interaction, communication, tactile action, frame
  В статье рассматривается фреймообразующий механизм тактильных действий в диалоге. Автор приходит к выводу, что любой комплексный интерактивный шаг партнера по диалогу в контексте межличностных отношений рассматривается как отдельно взятая коммуникативная реплика - интерактивная единица диалога с определенной иллокутивной функцией.
  The article deals with the frame making mechanism of tactile action in dialogue. The author concludes that each complex interactive partner`s step in the context of inter-individual relations considers as the communicative replica which is the interactive unit of dialogue with the definitive illocutionary force.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

13. А.В. Рудакова, И.А. Стернин
Воронежский государственный университет, г. Воронеж

АЛГОРИТМ ОПИСАНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
ALGORITHM OF THE DESCRIPTION OF PSYCHOLINGUISTIC WORD MEANING
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: психолингвистическое значение, модель описания значения, психолингвистический эксперимент, семантика
Keywords: psycholinguistic meaning, model description of meaning, psycholinguistic experiment, semantics
  В данной работе предлагается модель описания психолингвистического значения в семном толковом психолингвистическом словаре; определены основные компоненты словарной статьи; предлагается вариант количественного описания семного состава значения слова (индексы яркости семемы, индексы яркости семы).
  This paper proposes a psycholinguistic model of describing the meaning in psycholinguistic explanatory seme dictionary. It also describes the basic components of dictionary entry and suggests quantitative description of the seme structure of word meaning (brightness index, seme brightness index).

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

14. Л.А. Юшкова
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

ГЛАГОЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ С ПРЕДЛОЖНЫМИ ЧАСТИЦАМИ В НЕМЕЦКОЙ РАЗГОВОРНОЙ ЛЕКСИКЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАТУСЕ И СПЕЦИФИКЕ
VERBAL UNITS WITH PREPOSITIONAL PARTICLES IN THE GERMAN VOCABULARY: TO THE QUESTION ON THEY WORD-BUILDING STATUS AND SPECIFICITY
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: словообразование немецкого языка, глагольные единицы, приглагольные частицы
Keywords: word-formation in German, verbal units, preverbal particles
  В статье рассматриваются различные подходы к проблеме разграничения глагольных лексем с приглагольными компонентами, префиксальных единиц, сложных слов и синтаксических конструкций в немецкой лингвистической традиции. Затрагивается также вопрос о том, какие критерии могут быть применены с целью установить статус превербальных частиц и глагольных единиц, образованных с их участием. В заключение представлены результаты структурно-семантического анализа глагольных единиц с компонентом durch-. Проведенный анализ демонстрирует в общих чертах словообразовательную специфику приглагольных частиц.
  The article reviews different approaches in the German linguistic tradition to the problem of distinguishing between verbal units with preverbal elements, prefixal verbs, compound words and syntactical structures. The article addresses the question of what criteria can be successfully applied to determine the status of the preverbal particles and models they are involved in. Finally the article presents the results of a complex structural-semantic analysis of colloquial verbal units with the durch-component. This analysis reveals the word-formative specificity of German preverbal particls in general.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

15. Е.Г. Федосеева, Е.В. Перевезенцева
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭТИКЕТНЫХ ФОРМ ПРИВЕТСТВИЯ В АНГЛИЙСКОМ ДИАЛОГЕ
LINGUAL MEANS OF EXPRESION ETIQUETTE FORM OF GREETING IN ENGLISH DIALOGUE
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: приветствие, речевой этикет, этимология приветствий, употребление приветствий
Keywords: greeting, speech etiquette, etymology of greetings, use of greetings
  В данной работе рассматриваются языковые средства выражения этикетных форм приветствия в английском диалоге, а также вопросы их происхождения и сферы употребления.
  This article considers language means of expression of etiquette forms of greeting in the English dialogue, as well as questions of origin and spheres of their usage.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

  IV. ХРОНИКА. ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ

Представители Тверской лингвистической школы динамической модели диалога (научный руководитель школы – доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Романов) приняли участие в работе VII Международного крымского лингвистического конгресса «Язык и мир» (05 октября - 08 октября 2015 г.), который проходил в г. Ялте при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования.

подробнее...   


НАШИ АВТОРЫ

Ионова Светлана Валентиновна
Казанцева Анастасия Александровна
Каминская Татьяна Леонидовна
Карабутова Елена Александровна
Кашкина Александра Вячеславовна
Кобенко Юрий Викторович
Малышева Екатерина Валерьевна
Малышев Виталий Валерьевич
Морозова Оксана Николаевна
Новоселова Ольга Владимировна
Перевезенцева Екатерина Викторовна
Прокопенко Юлия Александровна
Ращупкина Кристина Сергеевна
Романов Алексей Аркадьевич
Романова Лариса Алексеевна
Рудакова Александра Владимировна
Стасюк Александр Викторович
Стернин Иосиф Абрамович
Федосеева Елена Георгиевна
Чеснокова Ирина Анатольевна
Чикилева Людмила Сергеевна
Юшкова Людмила Анатольевна

подробнее...