МИР ЛИНГВИСТИКИ И КОММУНИКАЦИИ, 2016 № 2


СОДЕРЖАНИЕ

  I. ПУБЛИКАЦИИ

1. А.А. Романов
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

МЕХАНИЗМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ «ВИРУСНЫХ» ИДЕЙ В ИНФОСФЕРЕ РЕГУЛЯТИВНО-МЕМЕТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
MECHANISMS FOR DISSEMINATING OF "VIRAL" IDEAS IN INFORMATION SPACE OF REGULATORY AND MEMETIC REALITY
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: мем, медиа-пространство, инфосфера, коммуникация, регулятив
Keywords: meme, media space, information space, communication, regulative
 В статье рассматриваются механизмы распространения «вирусных» идей в иносфере регулятивно-меметической реальности. Автор приходит к выводу, что меметичность как частное проявление сконструированной регулятивно-меметической реальности есть некое многократно-целевое наложение усвоенного в социуме обыденного знания условий жизнедеятельности индивида в виде шаблонов, стереотипов, повторяющихся ситуаций, моделей на дискурсивную реальность.
  The article deals with mechanisms for disseminating of "viral" ideas in information space of regulatory and memetic reality. The author concludes that memetics as oft-repeated manifestation of construct regulatory and memetic reality is some multiple-target overlay assimilated in the society of ordinary knowledge of the individual living conditions in the form of templates, patterns, repetitive situations, models on the discoursive reality.

подробнее...

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

2. Г.Г. Яковлева
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары

РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ВОКАТИВОВ В ДИАЛОГЕ
REGULATORY FUNCTION OF VOCATIVES IN THE DIALOGUE
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: диалог, вокатив, коммуникация, функция, регуляция
Keywords: dialogue, vocative, communication, function, regulation
  В статье рассматриваются вокативы в русском, чувашском, немецком, английском языках и описываются их регулятивные функции в диалоге.
  The article deals with vocative acts in the Russian, Chuvash, German and English languages and describes then regulatory function in the dialogue.

подробнее...

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

  II. МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ

3. Н.Л. Кольчикова, Л.И. Чебодаева
Хакасский государственный университет, г. Абакан

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У УЧАЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
THE FORMATION OF THE BILINGUAL SPEECH PERSONALITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE NATIONAL SCHOOL
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: языковая личность, билингв, формирование, ассоциация, восприятие
Keywords:speech personality, formation, bilinguism, association, perception
 В статье рассматривается проблема формирования языковой личности в практике хакасской школы. Выявлены основные механизмы, способы организации деятельности и основные приемы работы, способствующие формированию языковой личности у учащихся-хакасов. Основной механизм формирования языковой личности – диалог культур, неизбежный в условиях билингвизма и бикультурности. Теоретической основой исследования является представление о структуре билингвальной языковой личности, описанной Ю.И. Карауловым. В статье обобщен опыт экспериментального изучения образных ассоциаций учащихся-хакасов. Предложены пути и приемы формирования языковой личности.
  The article under observation touches upon the problem of making a speech personality in the teaching-learning process in the national school. The main mechanisms, the ways to organize students' activity and also teaching techniques, which help to make a speech personality among khakass students, are pointed out in the article. The main mechanism of this type of teaching concerns the dialogue of cultures which is inevitable under the conditions of bilinguism and biculturalism. The theoretical basis of the research is the fundamental knowledge of the bilingual nature of a speech perssonality recommended by Y.I. Karaulov. The article summarizes the experimental investigation of imaginary associations of the khakass students.

подробнее...

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации


4. А.В. Ганичева, А.В. Ганичев
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь
Тверской государственный технический университет, г. Тверь

ДИСКУРСНЫЙ МЕТОД РАСПОЗНАВАНИЯ СТРУКТУРИРОВАННОСТИ ТЕКСТОВ
DISCURSIVE RECOGNITION METHOD OF STRUCTURING TEXTS
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: анализ текста, дискурс, структура, сегмент, фрейм, сцена, предикат, многоуровневая система, постулат
Keywords: text analysis, text, discourse, structure, segment, frame, scene, predicate, multilevel system, postulate
  Статья посвящена одному из вопросов проблемы автоматического анализа текстов - распознаванию их структурированности. Для этого текст рассматривается как многоуровневая система. Сформулированы постулаты структурированности текста, формализованные с помощью логики предикатов.
  This article is devoted to one of the problem of automatic text analysis - its structure recognition. For this purpose the text is considered as multilevel system. The authors formulate the postulates of text structure  formalized by using predicate logic .

подробнее...

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

5. Е.Ю. Кислякова
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

КАТЕГОРИЯ ИНАКОСТИ В КОНЬЮКТИВНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ (на материале русского языка)
THE CATEGORY OF ALTERITY IN CONJUNCTIVE CONSTRUCTIONS (on the materials of Russian language)
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: инакость, коммуникативная категория, имплицитные средства объективации, союзные (конъюктивные) синтаксические конструкции
Keywords: alterity, communicative category, implicit means of expression, conjunctive constructions
  В статье рассматриваются синтаксические способы грамматикализации категории инакости на примере русскоязычных союзных конструкций. Поскольку данная категория является имплицитной, то экспликация синтаксических средств ее объективации зависит от контекстуальной интерпретации языкового материала, в котором доминантным выступает семантический признак «иной» или один из его конкретизаторов. Исследуемая категория не имеет в современном русском языке выделенный грамматический статус, является периферийной и, следовательно, может выступать в компрессированном виде с другими языковыми элементами, выражающими ее косвенно.
  The article views grammatical syntactical means of expressing the category of alterity, exemplified in Russian conjuctive constructions. Since the category is implicit, determining its syntactical means of expression is based on the contextual interpretation of the linguistic material, which is dominant by the semantic issue ‘other’ or one of its specifications. The category under study does not have its own grammar status in modern Russian, it is peripheral, thus, it can be compressed with other linguistic means expressing it indirectly.

подробнее...

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

  III. ИССЛЕДОВАНИЯ

6. Л.А. Романова, Т.И. Пиценко
Тверской государственный университет, г. Тверь

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ОБСЦЕННОЙ ЛЕКСИКИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
FACTORS OF USING OBSCENE LANGUAGE AMONG STUDENTS
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова:  агрессия, инвективная лексика, коммуникация, студент
Keywords: aggression, invective vocabulary, communication, student
  В статье рассматриваются особенности употребления обсценной лексики в студенческой среде. Авторы приходят к выводу, что единственной возможностью ограничения использования обсценной лексики среди студентов являются, помимо установления стабильности в экономической, политической и социальной сфере ориентация носителей языка на применения слов-заменителей, с последующим обесцениванием смысловой роли и прагматики нецензурных выражений.
  The article deals with factors of using the obscene language among students. The authors come to the conclusion that the only possibility of limiting the use of obscene language among students are, in addition to the establishment of stability in the economic, political and social spheres, the orientation of speakers to use words substitutes, with the subsequent depreciation of the semantic roles and pragmatic obscene expressions.

подробнее...

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

7. Е.В. Малышева
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

ТАКТИЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ТЕЛЕСНОЙ КОММУНИКАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, ПОНЯТИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЙ
TACTILITY IN THE PHYSICAL COMMUNICATION SYSTEM. MAIN APPROACHES, CONCEPTS AND FACTORS OF RESEARCHES
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: коммуникация, диалог, прикосновение, социальная интеракция
Keywords:communication, dialogue, touch, social interaction
  В статье рассматривается тактильность в системе телесной коммуникации. Автор приходит к выводу, что в настоящее время становится вполне очевидно, что хотя традиционно тактильность относят к наиболее примитивным формам коммуникации, тем не менее, прикосновениям в обществе отводиться достаточно важная и значимая роль.
  The article deals with tactility in the physical communication system. The author concludes that today although traditional tactility is among the most primitive forms of communication but, however, the touches play an important and significant role in the society.

подробнее...

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

  IV. ХРОНИКА. ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ

Представители Тверской лингвистической школы динамической модели диалога (научный руководитель школы – доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Романов) приняли участие в работе XVIII Международного конгресса «Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам», посвященный 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева (г. Москва, 23-26 мая 2016 г.).

подробнее...    

Представители лингвистической школы динамической модели диалога (научный руководитель школы – доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Романов) приняли участие в работе II Международной научной конференции «Перевод и культура: взаимодействие и взаимовлияние» (г. Вологда, 5-7 мая 2016 г.).

подробнее...    

Участники Тверской лингвистической школы динамической модели диалога (научный руководитель школы – доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Романов) приняли участие в работе секции «Дискурсивный анализ иноязычного текста» в рамках Международной научно-практической конференции «Агропроизводственный сектор экономики страны в условиях глобализации и интеграции» (г. Тверь, 7 – 9 июня 2016 г.), проводимой на базе Тверской государственной сельскохозяйственной академии.

подробнее...

Представители Тверской школы динамической модели диалога (научный руководитель школы – доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Романов) приняли участие в работе IV международной научно-практической конференции, посвященной открытию постоянно действующего научно-практического семинара «Новые информационные технологии в образовании и культуре: педагогике, психологии, философии, музыке, кино, художественном нарративе (литературном творчестве), правовой культуре, духовном воспитании, управлении, музейном деле» (г. Тверь, 10 июня 2016 г.).

подробнее...

  V. ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

В текущем номере журнала «Мир лингвистики и коммуникации» мы публикуем рецензию д.ф.н., проф. А.А. Гагаева на монографию Смысловой анализ текста: психосемантический подход: Никитина Е.С. / М.: ЛЕНАНД, 2016. - 200 с.
подробнее...

В текущем номере журнала «Мир лингвистики и коммуникации» мы публикуем рецензию к.ф.н., доц. Э.Р. Ясавеевой на монографию "Несловесный дискурс тактильности": Малышева Е.В. / Тверь: ТвГУ, Тверская ГСХА, 2016. – 206 с.

подробнее...

  НАШИ АВТОРЫ

Гагаев Андрей Александрович
Ганичев Алексей Валерианович
Ганичева Антонина Валериановна
Кислякова Евгения Юрьевна
Кольчикова Наталья Лаврентьевна
Лапшин Александр Юрьевич
Малышева Екатерина Валерьевна
Новоселова Ольга Владимировна
Романов Алексей Аркадьевич
Романова Лариса Алексеевна
Романова Елена Георгиевна
Перевезенцева Екатерина Викторовна
Пиценко Татьяна Игоревна
Чебодаева Лариса Ильинична
Яковлева Галина Григорьевна
Ясавеева Эльвира Рамилевна

подробнее...