МИР ЛИНГВИСТИКИ И КОММУНИКАЦИИ, 2012 № 2 (27)
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПУБЛИКАЦИИ
1. А.А. Кретов
Воронежский государственный университет, г. Воронеж
МАРКЕМЫ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В НАУЧНЫХ ТЕКСТАХ
MARKEMS AND KEY-WORDS IN SCIENTIFIC DISCOURSE
Идентификационный номер 0421200038\0011
Ключевые слова:
автоматический анализ текста, ключевые слова, маркемный анализ лингвистических
текстов
Keywords: аutomatic processing of the text,
key-words, markemic analysis of the linguistic texts
На материале 20 лингвистических статей автор исследует возможности
использования маркемного анализа текстов для автоматического выделения ключевых
слов. Предлагается формула для вычисления Меры согласия (Мсогл) ключевых слов,
выделенных интуитивно и на основании маркемного анализа текстов.
20 linguistic articles are investigated to prove the possibility of the
formal retrieval of the keywords. The proposed method of automatic getting of
the keywords proved its validity and can be considered as appropriate one.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
2. Е.С. Никитина
Институт языкознания Российской Академии Наук, г. Москва
ТЕКСТ КАК ЕДИНИЦА СМЫСЛОГЕНЕЗА
TEXT AS A UNIT IN THE SENSE GENERATION
Идентификационный номер 0421200038\0012
Ключевые слова: текст, субъект, смысл,
самоадресация, понимание, знак
Keywords: text, subject, sense, himself
addressing, comprehension, a sign
Смысл раскрывается лишь «письменному» человеку в качестве опоры в
коммуникативном взаимодействии. При этом, текст как носитель смысла, может быть
изучен с трех сторон: как инструмент, как предмет и как субъект коммуникативного
взаимодействия. И только в качестве знака с собственным содержанием текст,
вступая в диалог с иными текстами, обнаруживает свою целостность, свои
собственные намерения.
The sense is revealed only a "written" person as a support in the
communicative interaction. In this case, the text as a medium of sense can be
studied from the three sides: as a tool, as an object of knowledge, and as the
subject of communicative interaction. And just as a sign with his own content
text, engaging in dialogue with other texts, finds its integrity, its own
intentions.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
3. И.В. Михайлова / I.V. Mikhaylova
National research Tomsk polytechnic university
КОММУНИКАТИВНАЯ ИНВАРИАНТНАЯ МОДЕЛЬ НАРРАТИВНОГО
КОНСТРУКТА В РЕКЛАМЕ
COMMUNICATIVE INTERACTION INVARIANT MODEL OF
NARATIVE CONSTRUCTION USAGE IN ADVERTISING DISCOURSE
Идентификационный номер 0421200038\0013
Ключевые слова:
интерактивная модель коммуникации, нарративный конструкт, интерактант, рекламный
дискурс
Keywords: communicative interaction
invariant model, narrative construction, interactant, advertising discourse
В статье рассматривается феномен взаимодействия интерактантов, включенных в
систему рекламного дискурса. Автор предлагает проанализировать эффект данного
феномена на функционировании трех основных типов представленных моделей.
The article discusses issues related to the phenomenon of the interactant
cooperation included into the advertising discourse system. The author offers to
analyze the effect of this phenomenon founded on the main three types of given
models functioning.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
II. МАТЕРИАЛЫ И
СООБЩЕНИЯ
4. Ю. Н. Панина
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
ПРОФСОЮЗНАЯ ПРЕССА: АНАЛИЗ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ И
ФУНКЦИЙ
THE TRADE UNION PRESS: ANALYSIS OF
TYPOLOGICAL FEATURES AND FUNCTIONS
Идентификационный номер 0421200038\0014
Ключевые слова: типология
периодической печати, функции прессы, профсоюзные СМИ, аудиторная направленность
Keywords: typology of the periodical press, functions of media, trade
union media, audience orientation
Статья посвящена профсоюзной прессе в аспекте типологии. Автор анализирует
типологические признаки, функциональное назначение и некоторые методы
организации работы профсоюзной периодики. Описывается аудиторная направленность
этого типа изданий, связанная с набором выполняемых функций.
The article is devoted to the trade union press in the aspect of the typology.
The author analyses the typological features, functionality and some methods of
organization of the trade union periodicals. Describes the audience orientation
of this type of media associated with a set of performed functions.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
5. Е.В. Колосовская
Университет Российской Академии Образования, г. Москва
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В РЕЧИ НЕОФИЦИАЛЬНОГО ЛИЦА
- СВИДЕТЕЛЯ ЗАЩИТЫ
INTERROGATIVE STATEMENTS IN THE SPEECH OF AN
UNOFFICIAL PERSON - A DEFENCE WITNESS
Идентификационный номер 0421200038\0015
Ключевые слова: судебный
диалог, типология вопросительных высказываний, неофициальное лицо, свидетель
защиты, прагматика вопроса местоименный вопрос, неместоименный вопрос,
переспрос, речевое поведение
Keywords: judicial dialogue, typology of
interrogative statements, unofficial person, defence witness, pragmatics of
question, pronominal question, non-pronominal question, echo-question, speech
behaviour
Предметом исследования данной статьи являются типы вопросительных высказываний в
речи свидетелей защиты в рамках судебного разбирательства. В статье автор
обращается к изучению речевого поведения неофициальных лиц в судебном диалоге,
рассматривая его как стилевой симбиоз официально-делового, институционального и
неофициального характера.
The article focuses on the types of interrogative statements in the speech of
the defence witnesses during the court proceedings. In the article the author
refers to the study of verbal behaviour of unofficial participants of the
judicial dialogue, considering it as a stylistic symbiosis of official,
institutional and informal nature.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
6. И.В. Выржиковская
Тверской государственный университет, г. Тверь
ЭКСПЛИЦИТНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КОММУНИКАНТА
EXPLICIT EXPRESSIVE MEANS OF THE ETHICAL
IDENTIFICATION OF A COMMUNICANT
Идентификационный номер 0421200038\0016
Ключевые слова:
коммуникация, этика, речевая деятельность, языковая личность, семантические
маркеры
Keywords: communication, ethics, speech
activity, language personality, semantic markers
В статье автор обращается к изучению языкового содержания высказываний,
содержащих эксплицитно выраженную этическую идентификацию говорящего с позиций
коммуникативно-прагматического подхода. Приведенные ниже примеры взяты из
трилогии Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах».
In the article
the author turns to the studying of the language of the utterances with
explicitly expressed ethical identification of a speaker in terms of
communicative-pragmatic approach. The following examples are taken from the
trilogy “The Forsyte Saga” by John Galsworthy.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
7. Е.И. Ядченко
Белорусский государственный университет, г. Минск
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ ДИСКУРС-КАТЕГОРИИ
‘ПРОСТРАНСТВО’ В ДИСКУРСИЯХ АФГАНСКИХ БЕЖЕНОК ИЗ БЕЛАРУСИ И ГЕРМАНИИ
STRUCTURAL AND SEMANTIC CONTENT OF DISCOURSE
CATEGORIES OF SPACE IN THE DISCOURSE OF AFGHAN REFUGEES FROM BELARUS AND GERMANY
Идентификационный номер 0421200038\0017
Ключевые слова:
дискурс, текст, лейтмотивное глубинное интервью, дискурс-категория, дискурсивное
пространство, дискурс-картина мира
Keywords: discourse, text, leitmotiv-depth
interviews, discourse category, discursive space, discourse picture of
the world
В результате первичного тематического анализа была выстроена тематическая модель
дискурсии, репрезентирующая специфику членения и структурирования респондентом
окружающего мира. В данной статье представлен опыт вторичного глубинного анализа
дискурса – реконструкция дискурс-категории «пространство адресанта» на материале
двух лейтмотивных глубинных интервью с афганскими беженками из Беларуси и
Германии.
As a result the primary thematic analysis the thematic discourse model,
representing the specific division and structuring of the world of the
respondent was built. This article presents the experience of the secondary-depth analysis
of discourse – reconstruction of the discourse category "space addressee" on the
material of the two leitmotiv in-depth interviews with Afghan refugee women from
Belarus and Germany.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
8. Д.А. Холина
Воронежский государственный универстиет, г. Воронеж
МЕТАФОРА И МИФ В СВЕТЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А.Ф.
ЛОСЕВА
(на примере поэтического идиолекта У.Б. Йейтса)
METAPHOR AND MYTH AS CONCEPTS OF A.S. LOSEV`S
PHILOSOPHICAL FRAMEWORK
(based on W. B. Yeats`s poetic idiolect)
Идентификационный номер 0421200038\0018
Ключевые слова: живописная
образность, метафора, миф, персонализация, олицетворение, глагольный фрейм
Keywords: poetic imagery, metaphor, myth,
personalization, personification, verbal frame
В статье
предпринята попытка проиллюстрировать философскую концепцию А.Ф. Лосева о
ступенях живописной образности в литературе примерами из поэтического идиолекта
У.Б. Йейтса. Мы подробно останавливаемся на мифе как на предельном понятии
живописной образности в поэзии и пытаемся отграничить его от метафоры на основе
проанализированных языковых средств.
In the article
an attempt is made to illustrate A.F. Losev's philosophical ideas about the
variations of poetic imagery with the examples from W.B. Yeats's poetic
idiolect. The notion of myth being a supreme stage of imagery is brought into
focus. The analysis of the language means is given to prove the difference
between the myth and the personification metaphor.
подробнее...
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
9. Ю.В. Шишковская
Томский политехнический университет, г. Томск
РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В
УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ
THE FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE
DEVELOPMENT IN IT-LEARNING ENVIRONMENT
Идентификационный номер 0421200038\0019
Ключевые слова: иноязычная
коммуникативная компетенция, информационно-обучающая среда, иностранный язык,
Интернет 2.0
Keywords: foreign language communicative
competence, IT-learning environment, a foreign language, Internet 2.0
В статье
рассматриваются вопросы, связанные с развитием иноязычной коммуникативной
компетенции на примере языковой подготовки в условиях информационно-обучающей
среды вуза. Автор предлагает ряд учебных заданий, в основе которых лежит
использование технологий Интернет 2.0.
The article
discusses issues related to the development of the foreign language
communicative competence within ESL training in IT-learning environment. The
author offers a number of training tasks based on the use of Internet 2.0.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
III. ИССЛЕДОВАНИЯ
10. Л.М. Борисенкова
Смоленский гуманитарный университет, г. Смоленск
ЧАСТИ РЕЧИ В КОГНИТИВНОМ РАССМОТРЕНИИ
PARTS OF SPEECH WITHIN THE COGNITIVE SCOPE
Идентификационный номер 0421200038\0020
Ключевые слова:
части речи, когнитивная лингвистика, категория, прототип, кластер признаков,
интегральные и дифференциальные признаки
Keywords: parts of speech, cognitive
linguistics, category, prototype, cluster of features, integral and differential
features
Предмет данной
статьи – части речи в когнитивном рассмотрении. На основе кластера интегральных
признаков, универсальных для европейских языков, три основных знаменательных
части речи представлены как естественная, прототипическая, кластерная
мегакатегория, гармонично, непротиворечиво отражающая и интерпретирующая объекты
окружающей действительности. С помощью кластера дифференциальных признаков
названная мегакатегория делится на предметную и две сопутствующие ей признаковые
категории: адъективную и вербальную. В терминах частей речи приведенным
категориям соответствуют существительное, а также прилагательное и глагол.
The subject of
this article is parts of speech within cognitive scope. On the basis of cluster
integral signs universal for European languages, three significant parts of
speech are presented as natural, prototypal, cluster megacategory, harmoniously,
consistently showing and interpreting objects of reality. By dint of the cluster
of differential signs named megacategory it is divided into substantive and two
related attributive categories: adjectival and verbal. In terms of the parts of
speech given categories correspond to the noun, adjective and verb.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
11. Е.Б. Трофимова, М.С. Власов
Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина, г. Бийск
Идентификационный номер 0421200038\0021
ЭМОТИВНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОККАЗИОНАЛЬНОЙ ВЕРБАЛИЗАЦИИ
(на материале русского и монгольского языков)
EMOTIONALITY IN THE PROCESS OF OCCASIONAL VERBALIZATION
(on the materials of Russian and Mongolian languages)
Ключевые слова: эмотивность, окказионализмы,
вербализация эмотивной семантики невербальных сигналов, психолингвистический
эксперимент
Keywords: emotionality, occasionalisms,
verbalization of emotional semantics of nonverbal signals, psycholinguistic
experiment
В статье
авторы представляют отдельные итоги исследования, посвященного проблеме
первичной номинации эмоций носителями русского и монгольского языков в условиях
психолингвистического эксперимента. Для верификации привлекаются данные
экспериментов на материале китайского и алтайского языков.
In this
article the authors present some results of the research, devoted to a problem
of primary nomination of emotions by Russian-speaking and Mongolian-speaking
persons in the conditions of psycholinguistic experiment. For verification
another experimental data on Chinese and Altaic languages were involved.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
12.
Ю. В. Кобенко / Ju.V. Kobenko
Nationale Polytechnische Forschungsuniversitat Tomsk, Tomsk
ДИАСИСТЕМНЫЕ УРОВНИ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИСТРУМЕНТАРИЙ
ТЕОРИИ ЭКЗОГЛОССИИ
LINGUISTISCHES RAHMENWERK UND INSTRUMENTARIUM DER
EXOGLOSSISCHEN THEORIE
Идентификационный номер 0421200038\0022
Ключевые слова: лексическое заимствование;
развитие языка; экзоглоссия; эндоглоссия; система метаглоссных параметров
Keywords: borrowings, language development,
exoglossy, endoglossy, metaglossic parametrolog.
В статье
обосновывается феномен экзоглоссии в социолингвистическом, контактологическом и
структурно-функциональном аспектах, указывается на лингвистическую специализацию
экзоглоссической теории, описываются лингвоэкологические уровни теории и её
инструментарий.
The article
substantiates the phenomenon of exoglossy in the aspects of social, contact
linguistics as well as structure and function; the linguistic specialization of
exoglossic theory is indicated regarding the enlargement of interpreting the
nature of borrowings; levels and the apparatus of the called theory are detailed
described.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
IV. НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
В текущем номере журнала «Мир лингвистики и коммуникации» с
разрешения авторов мы начинаем публикации фрагментов из книги «Основы дискурса.
– Ульяновск: УлГУ, 2009. - 290 с.»
13. А.А. Романов, Н.А. Белоус
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
ФРЕЙМОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ. РОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ДИСКУРСА
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
FRAME ORGANIZATION OF DIALOGUE INTERACTION; GENERAL COMMENTS. ROLE
CHARACTERISTICS OF PARTNERS IN DISCOURSE (CONTINUATION)
V. ПАМЯТИ ЛИНГВИСТА
В редакционном портфеле журнала находятся неопубликованные статьи сотрудника нашей редакции доктора филологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Института языкознания Российской академии наук Ю.А. Сорокина. Редакция считает своим долгом осуществить публикацию его научных трудов.
14. Ю.А. Сорокин
Институт языкознания Российской академии наук, г. Москва
ЕВРАЗИЙСТВО И ЕГО ПОСТУЛАТЫ: ВОЗМОЖНЫЕ КОРРЕКТИВЫ
EURASIANISM AND ITS TENETS: POSSIBLE ADJUSTMENTS
Идентификационный номер 0421200038\0023
Ключевые слова: евразийство,
этнография, рефлексивное отношение, этнос
Keywords: eurasianism, anthropology,
reflexive relation, ethnos
В статье
рассматривается феномен евразийства, который автор связывает с поиском точки
отсчета в ментально и предметно изменяющемся мире.
This article
focuses on the phenomenon of eurasianism, which author associates with the
search for a point of reference in mentally and substantively changing world.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
VI. ХРОНИКА
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ
23-24 апреля 2012 года в ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия» при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации состоялась XXII Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы совершенствования образовательного процесса в вузе в связи с переходом на новые образовательные стандарты». В работе конференции приняло участие более 90 человек, среди которых были и представители Тверской лингвистической школы динамической модели диалога (научный руководитель школы – доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Романов).
27-28 апреля 2012 года в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российской коммуникативной ассоциации и Союза переводчиков России состоялся 1-ый международный семинар «Дискурс. Интерпретация. Перевод». В работе семинара приняло участие более 70 представителей вузовской и академической науки. В их числе известные ученые и молодые исследователи из более чем 10 регионов России, Москвы, Швейцарии, Белоруссии, Великобритании, среди которых были и представители Тверской лингвистической школы динамической модели диалога (научный руководитель и председатель круглого стола «Говорящий, адресат, текст: взаимотношения в дискурсе» - доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Романов).
Представители Тверской лингвистической школы динамической модели диалога (научный руководитель школы – доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Романов) приняли участие в работе XI Всероссийской научной конференции «Культура как текст» (24-25 мая 2012 года), которая проводилась кафедрой германских языков факультета международного туризма и иностранных языков Смоленского гуманитарного университета при поддержке Института языкознания Российской Академии Наук.
Белоус Наталья Анатольевна |