МИР ЛИНГВИСТИКИ И КОММУНИКАЦИИ, 2014 № 4

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПУБЛИКАЦИИ

1. А.А. Романов
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДИСКУРСИВНО–МЕЛОЛИЙНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
REGULATIVE PRINCIPLES OF PSYCHOTHERAPEUTIC MODEL OF DISCURSIVE MELOLINE IMPACT
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: мелолийный дискурс, воздействие, адресат, отправитель, эмоциональное состояние
Keywords: meloline discourse, impact, recipient, addressee, emotional state
В статье рассматриваются регулятивные принципы программной реализации психотерапевтической модели дискурсивно-мелолийного воздействия. Автор приходит к выводу, что такая модель может рассматриваться в качестве эмоционально-прагматической и духовной базы психотерапевтического коммуникативного взаимодействия.
The article deals with regulative principles of program realization of psychotherapeutic model of discursive meloline impact. The author concludes that this model can be seen as a pragmatic emotional and spiritual base of psychotherapeutic communicative interaction.

подробнее...   
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
 

2. В.В. Сальникова
Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск

ОБРАЗ ОТЦА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА РЕБЕНКА (на материале автобиографических произведений о детстве)
FATHER'S IMAGE AS A COMPONENT OF CHILD’S LINGUISTIC WORLDVIEW (as exemplified in autobiographical works about childhood)
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: образ отца, языковая картина мира ребенка, семантика, автобиографическая повесть, детство
Keywords: father's image, child’s linguistic worldview, semantics, autobiographical story, childhood
В статье рассматривается языковая репрезентация образа отца в русской художественной литературе XIX века о детстве; анализируется его роль в формировании мировидения ребенка, языковой картины мира. Автор анализирует единицы лексико-семантического уровня. При описании языковых единиц используется метод словарных дефиниций, контекстуального и сравнительно-сопоставительного анализа. Материалом для исследования послужили тексты автобиографических повестей С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и А.Н. Толстого «Детство Никиты». На основе проведенного анализа делается вывод о том, что наблюдается совпадение ключевых моментов в репрезентации образа отца в произведениях разных авторов.
The article considers the linguistic representation of father’s image in the Russian fiction of the XX century on childhood; the role of father in the formation of child's world perception and the linguistic world-image are analyzed. The author analyses units of lexico-semantic level.The method of dictionary definitions and the method of contextual and comparative analysis are used in the description of linguistic units.The material for the analysis is taken from the autobiographical stories “The Years of Childhood of Bagrov the Grandson” by S.T. Aksakov and “Nikita’s Childhood” by A.N. Tolstoy.On the basis of the analysis conducted the conclusion is made about coincidence of key moments in the representation of father’s image in the works of different authors.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

3. Борисенкова Л.М.
Смоленский гуманитарный университет, г. Смоленск

СУБКАТЕГОРИЗАЦИЯ МИРА КАК КОГНИТИВНЫЙ RAISON D’ETRE СИСТЕМЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
SUBCATEGORISATION OF THE WORLD AS THE COGNITIVE RAISON
D'ÊTRE OF WORD-BUILDING SYSTEM
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, система словообразования, части речи, категоризация, субкатегоризация, прототип, кластер признаков
Keywords: cognitive linguistics, word-building system, parts of speech, categorization, subcategorization, prototype, attribute cluster
В данной статье речь идет о субкатегоризации мира как основной когнитивной функции системы словообразования. Ее точность, детальная разработанность является надежной основой категоризации мира. Ее гибкость позволяет субкатегоризовать, дробить выделенные категории с необходимой степенью детализации, что оптимально соответствует когнитивному рассмотрению языка как естественной прототипической системы, в которой отсутствуют четкие границы. Субкатегоризация мира – особая ниша словообразования, функция, к выполнению которой оно приспособлено идеально.
The article deals with subcategorization of the world as the basic cognitive function of any natural word-building system. Its precision and detailed character lay a reliable basis for the categorization of the world, while its flexibility makes possible further subcategorization into categories of a desired degree of detail, which concurs with the cognitive approach to the sign as a natural prototypic system lacking sharp boundaries. Subcategorization of the world forms a separate niche of word-building, a function to which the latter is perfectly attuned.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
 

II. МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ

4. Н.К. Улитина
Самарская международная школа, г. Самара

ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ
STAGES OF LANGUAGE UNIT FORMATION
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: фразообразование, порождающая модель, языковая устойчивость, языковая / речевая единица, троп, жанровый канон
Keywords: idiom formation, generative model, language stability, language/speech unit, trope, genre canon
Статья содержит описание генеративного цикла языковых единиц, но не в хомскианском смысле этого термина, а в том смысле, который придается ему в теории языковой устойчивости. Автор прослеживает процесс постепенного перехода речевой единицы в языковую вследствие роста ее устойчивости. Исследован в основном материал английских фразеологизмов.
The article contains a description of the language unit generative cycle. The term is used not in the Chomsky sense but in the sense which it has in the language stability theory. The author traces gradual transition from speech unit to language unit. The research is based chiefly on the material of English idioms.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

5. И.И. Мишуткина, Н.И. Свистунова
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПЕРЕВОДЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
TO THE QUESTION ABOUT THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN THE TRANSLATION OF AUTHENTIC
NONFICTION TEXTS
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: перевод, публицистический текст, метафора, фразеологизм, аббревиатура
Keywords: translation, publicistic text, metaphor, phraseological unit, abbreviation
В статье рассматриваются проблемы, возникающие у студентов неязыковых факультетов при переводе утентичных публицистических текстов, и предлагаются некоторые пути решения этих проблем.
The article deals with the problems of students in the process of translating authentic nonfiction texts. Some solutions of these problems are offered.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

III. ИССЛЕДОВАНИЯ

6. Л.А. Романова
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

КОМПОЗИТНЫЙ ПЕРФОРМАТИВ КАК КОНСТРУКТ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
COMPOSITE PERFORMATIVE AS THE CONSTRUCT OF SOCIAL-COMMUNICATIVE REALITY
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова:  конструктивизм, вербальный коммуникативый конструкт, перформатив, канонические перформативы, композитный перформатив, перформативная дискурсивная практика, композитный перформативный дискурс
Keywords: constructivism, communicative verbal construct, performative, canonical performatives, composite performative, performative discursive practice, composite performative discourse
В статье рассматривается специфика коммуникативно - конструктивистского подхода к языковым единицам особого класса, которые именуются композитными перформативами. Приведен ряд методологических обобщений, характеризующих теоретические и практические основы коммуникативно - конструктивистского
подхода и позволяющих композитным перформативным конструкциям быть способными и пригодными расширять в специфической форме коммуникативное пространство возможных отношений между участниками социальной интеракции.

The article deals with the specifics of communicative - constructivist approach to language units of the special clas, referred to as composite performatives. The number of methodological generalizations characterize the theoretical and practical foundations of communicative - constructivist approach and allow composite performative constructions to be able to expand and fit into a specific form of communicative space of possible relations between members of social interaction.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
 

7. И.В. Уткина
Военная академия воздушно-космической обороны, г. Тверь

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ФОРМЫ ОДОБРЕНИЯ» (опыт описания дефиниций)
LEXICAL SEMANTIC GROUP «FORMS OF APPROVAL» (experience of the description of a definition)
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: лексико-семантическая группа, одобрение, положительная оценка, семантический компонент
Keywords: lexical semantic group, approval, positive evaluation, semantic component
В данной работе описывается лексико-семантическая группа, представленная существительными, объединенными на основе общего семантического компонента «одобрение, положительный отзыв». Автор выделяет классы лексических единиц, которые пересекаются друг с другом.
This paper describes the lexical semantic group, presented by nouns, which united on the basis of the general semantic component «approval, positive response». The author allocates classes of lexical units, which are crossed with each other.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации
 

IV. ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

В текущем номере журнала «Мир лингвистики и коммуникации» мы публикуем рецензию к.ф.н., доц. О.В. Новоселовой на монографию Мелолийный дискурс как информационный медиум в системе публичных коммуникаций: Романов А.А., Г.А. Ульянич / Москва-Тверь: ИЯ РАН, ТИПЛ и МК, Тверская ГСХА, 2014. – 163 с.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

НАШИ АВТОРЫ

Борисенкова Лариса Михайловна
Мишуткина Ирина Игоревна
Новоселова Ольга Владимировна
Романов Алексей Аркадьевич
Романова Лариса Алексеевна
Сальникова Вера Владимировна
Свистунова Наталия Иннокентьевна
Улитина Наталья Константиновна
Уткина Ирина Владимировна

подробнее...