МИР ЛИНГВИСТИКИ И КОММУНИКАЦИИ, 2018 № 3


СОДЕРЖАНИЕ


  I. ПУБЛИКАЦИИ

1. А.А. Романов, Л.А. Романова, О.Н. Морозова
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

Тверской государственный университет, г. Тверь

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЕРБАЛЬНОГО АГРЕССИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ
POLITICAL INTERVIEW AS A TOOL OF VERBAL AGGRESSIVE INFLUENCE OF "SOFT FORCES" IN INFORMATION CONFRONTATION
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: вербальная агрессия, «мягкая сила», политическое телеинтервью, провокация, фреймовая конфигурация
Key words: verbal aggression, "soft power", political TV interview, provocation, frame

  В статье раскрывается коммуникативный ресурс дискурсивных агрессивных практик как фактора «мягкой силы» в информационном противостоянии, используемого в виде комплексной функциональной модели с целью эффективного влияния на партнера по диалогическому взаимодействию.
  The article reveals the communicative resource of discursive aggressive practices as a factor of "soft power" in the information war acts, used as an integrated functional model with the purpose of effective influence on the partner in dialogical interaction.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

   Цитирование: Романов А.А., Романова Л.А., Морозова О.Н. Политическое интервью как инструмент вербального агрессивного воздействия «мягкой силы» в информационном противостоянии // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. – 2018, № 3. – С. 1–50. Режим доступа: www.tverlingua.ru
Citation: Romanov A. A. Romanova L.A., Morozova O.N. Political interview as a tool of verbal aggressive influence of “soft forces” in information confrotation // World of linguistics and communication: electronic scientific journal. – 2018, № 3. – Р. 1–50. Access mode: www.tverlingua.ru


2. Г.Л. Денисова
Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ
THE TIME CATEGORY IN A POLITICAL CARTOON
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: политическая карикатура, креолизованный текст, поликодовый текст, текстовые категории, категория времени, временные планы, ретроспективная ссылка, проспективная ссылка
Key words: political cartoon, creolized text, polycode text, text categories, time category, time dimension, retrospective reference, prospective reference

  В статье политическая карикатура рассматривается как креолизованный текст, которому присуща категория времени, как и гомогенному вербальному тексту. Цель статьи – выявление возможностей использования вербальных и иконических средств для отражения характеристик времени в сообщениях в форме политической карикатуры. Для определения средств, служащих для передачи характеристик времени в карикатуре, используется метод текстовых сеток, который дополняется лингвистическим описанием, контекстуальным и дефиниционным анализом. Жанровая особенность политической карикатуры как типа сообщения – мгновенное преломление действительности через призму видения карикатуриста – предполагает совпадение момента референции с событием, т.е. помещение точки отсчёта времени в настоящем. Вместе с тем, анализ карикатур Вальтера Ханеля показал, что помещение в карикатуре точки отсчёта времени в настоящем не исключает разнообразия временных планов сообщения. Использование в одном сообщении разных кодов (вербальных и невербальных), апелляция к фоновым знаниям и логике рассуждения адресата сообщения позволяют художнику уточнять время, актуальное для сообщения, привносить в настоящее следы прошлого и намечать проекцию в будущее. В статье выявляются особенности построения временных планов карикатуры, приёмы привязки сообщения к актуальному времени с помощью вербальных и иконических средств, описываются средства проекции событий на вектор исторического времени, способы осуществления ретроспекции и проспекции.
  The article approaches the political cartoon as a creolized text with the time category similar to that inherent in a homogeneous verbal text. The purpose of this study is to identify the potential of employing verbal and iconic means to express temporal characteristics in a message in the form of a political cartoon. The means conveying temporal characteristics in a cartoon are defined with the help of the textual network method in combination with the linguistic description and the contextual and definitional analysis. The genre peculiarity of the political cartoon as a type of message, namely, the immediate refraction of reality through the prism of the cartoonist’s vision, implies simultaneity of the reference moment and the event, or, in other words, location of the time point in the present. Moreover, analysis of Walter Hanel’s cartoons proves the fact that, in the political cartoon, locating the time point in the present does not exclude the variety of time dimensions in the message. Using diverse codes (both verbal and non-verbal) in one message and appealing to the message addressee’s background knowledge and logic the artist can specify the time actual for the message, introduce the traces of the past into the present and make projections onto the future. The article demonstrates the variety of time dimensions in cartoons, describes the construction peculiarities of the former, and the methods linking a message to the actual time through certain verbal and iconic means. It also considers the instruments used to project the message events on the historic time vector and to realize retrospection and prospection.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

  Цитирование: Денисова Г.Л. Категория времени в политической карикатуре // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. – 2018, № 3. – С. 51–69. Режим доступа: www.tverlingua.ru
  Citation: Denisova G.L. The time category in a political cartoon // World of linguistics and communication: electronic scientific journal. – 2018, № 3. – Р. 51–69. Access mode: www.tverlingua.ru

 


3. О.Г. Артемова, А.А. Кретов
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
Воронежский государственный университет, г. Воронеж

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗУЮЩИХ МАРКЕМ В БРИТАНСКОЙ ПРОЗЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
ANALYSIS OF LINKING MARKEMES IN BRITISH PROSE OF THE LATTER HALF OF THE SEVENTEENTH CENTURY
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: маркема, индекс текстуальной маркированности, коэффициент корреляции, центр аттракции, связующая сила маркем, британская проза, визуализация маркемной близости авторов
Key words: markeme, Index of Textual Markedness, correlation coefficient, centre of attraction, markeme linking power, British prose, authors markeme distance visualization

 В статье проводится анализ связующих маркем в текстах британских прозаиков второй половины 17-го века относительно выделенных центров аттракции. Предложен способ визуализации связей между авторами-современниками, выделены центры аттракции и установлена их совокупная и индивидуальная мощность, проведены стратификация и анализ связующих маркем, исследована маркемная специфика каждого центра аттракции, а также выделены маркемы, обеспечивающие опосредованную связь центров аттракции.
  The article presents the analysis of linking markemes in the reference to specific centres of attraction in the texts of British prose writers of the latter half of the seventeenth century. The authors determined total and individual capacity of the centres of attraction, performed stratification and analysis of the linking markemes, studied markeme specificity of each centre and defined markemes which provide the indirect link between the centres of attraction and suggested the method of visualization the links between literary contemporaries.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

  Цитирование: Артемова О.Г., Кретов А.А. Исследование связующих маркем в британской прозе второй половины XVII века // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. – 2018, № 3. – С. 70–88. Режим доступа: www.tverlingua.ru
  Citation: Artemova O.G., Kretov A.A. Analysis of linking in British prose of the latter half of the seventeenth century // World of linguistics and communication: electronic scientific journal. – 2018, № 3. – Р. 70–88. Access mode: www.tverlingua.ru


 

  II. МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ

4. Г.Г. Яковлева
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары

ДИСКУРСИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОКАТИВНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В РАЗНОСТРУКТУРНЫХ ЯЗЫКАХ
DISCOURSE CHARACTERISTIKC OF VOCATIVES IN LANGUAGES OF DIFFERENT STRUCTURES

Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: коммуникация, регуляция, функция, вокатив, диалог
Key words: communication, regulation, function, vocative, dialogue

  В статье рассматриваются вокативы в русском, чувашском, немецком, английском языках и описывается их дискурсивная функция в речевой коммуникации.
The article deals with vocative acts in the Russian, Chuvash, German and English languages and describes their discourse functions in the communication.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

  Цитирование: Яковлева Г.Г. Дискурсивная характеристика вокативных высказываний в разноструктурных языках // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. – 2018, № 3. – С. 89–102. Режим доступа: www.tverlingua.ru
  Citation: Yakovleva G.G. Discourse characteristics of vocatives in language of different structures // World of linguistics and communication: electronic scientific journal. – 2018, № 3. – Р. 89–102. Access mode: www.tverlingua.ru


5. А.А. Казанцева, А.В. Стасюк
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

ВЫСКАЗЫВАНИЯ-КОМПЛИМЕНТЫ В УЧЕБНОМ ДИСКУРСЕ
THE UTTERANCES WITH THE MEANING OF COMPLIMENT IN THE EDUCATIONAL DISCOURSE
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: высказывание, комплимент, речевой акт, учебный дискурс, метод, анкета, характеристика
Key words: utterance, compliment, speech act, educational discourse, method, questionnaire, characteristic

  Предметом исследования в данной статье является комплимент как речевой акт. Авторы статьи изучают использование комплиментов со значением высказывания в учебном дискурсе. Для исследования данного феномена используется метод анкетирования, поскольку он позволяет в короткие сроки выявить довольно большое количество совершенно разных характеристик предмета исследования. Работа с литературными источниками не дает такой богатой для анализа картины.
  The article focuses on the compliment as speech act. In the article the authors turn to the studying the utterances’ using with the meaning of compliment in the educational discourse. To study this phenomenon was used the method of questionnaire, because it allows in a short time to identify a large number of completely different characteristics of the research’s subject. The literary sources do not give such a literal picture for analysis.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

  Цитирование: Казанцева А.А., Стасюк А.В. Высказывания-комплименты в учебном дискурсе // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. – 2018, № 3. – С. 103–112. Режим доступа: www.tverlingua.ru
  Citation: Kazantseva А.А., Stasyuk А.V. The utterances with the meaning of compliment in the educational discourse // World of linguistics and communication: electronic scientific journal. – 2018, № 3. – Р. 103–112. Access mode: www.tverlingua.ru


6. А.Г. Техова
Северо-Осетинский государственнй университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ

МЕНТАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА ФЫЦЦАГ (ПЕРВЫЙ) (на материале рассказа осетинского писателя А.А. Гучмазты «Белые сны»)
MENTAL CONTENT OF THE CONCEPT OF FYTSTAG (FIRST) (on the material of the story "The White Dreams" by Ossetian writer Guchmazti A.)

Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: концепт, вербализация концепта, национально-ценностный компонент, менталитет
Key words: concept, verbalization of the concept, national-value component, mentality

 Статья посвящена анализу ментального содержания концепта фыццаг (первый) в рассказе осетинского писателя А.А. Гучмазты «Белые сны» («Урс фынт?»). Этот концепт содержит информацию о ряде духовных, этических ценностей народа. В частности раскрывается отношение к гостю, к семье, смекалка и смелость мужчины, причина восхваления или унижения одного человека другим и др. Поступки, разговоры главных действующих лиц, Мате и Места, являются носителем ответа на вопрос о том, что ценно в жизни человека, в чем его радости и печали. Точка зрения автора рассказа о духовной сути человека во многом раскрывается контекстуальным содержанием концепта фыццаг (первый) и его заменителями. Морально-нравственные нормы, постулируемые в рассказе, можно назвать универсальными. Они дают представление об отношениях людей в определенном обществе и о том, что желание человека быть первым во всем делает его примером для подражания.
This article is devoted to the analysis of the concept of fytstsag (first) in the story of ossetian writer A.A. Guchmazti "White dreams" ("Urs fynta").This concept contains information about a number of spiritual, ethical values of the people. In particular, the attitude towards the guest, savvy and courage of a man, the reason for humiliation of one person by another, etc. are revealed. Acts, conversations of the main actors, Mate and Places, are the answer to the question of what is valuable in a person's life, what is his joy and sadness. The point of view of the author of the story about the spiritual essence of man is in many ways revealed by the contextual content of the concept of fytstsag first and its substitutes. The moral and moral norms postulated in the story can be called universal. They give an idea of the relations of people in a particular society and that a person's desire to be the first makes him an example to follow.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

  Цитирование: Техова А.Г. Ментальное содержание концепта фыццаг (первый) (на материале рассказа осетинского писателя А.А. Гучмазты «Белые сны») // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. – 2018, № 3. – С. 113–122. Режим доступа: www.tverlingua.ru
  Citation: Tehova A.G. Mental content of the concept of Fytstag (First) (on the material of the story "The White Dreams" by Ossetian writer Guchmazti A.) // World of linguistics and communication: electronic scientific journal. – 2018, № 3. – Р. 113–122. Access mode: www.tverlingua.ru


 

  III. ИССЛЕДОВАНИЯ

7. А.С. Куркина, И.А. Стернин
Воронежский государственный университет, г. Воронеж

ДОМИНАНТНЫЕ ЧЕРТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ А.П. ЧЕХОВА
DOMINANT FEATURES OF COMMUNICATIVE PERSONALITY OF ANTON CHEKHOV
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: языковая личность, коммуникативная личность, коммуникативное поведение, доминантные черты коммуникативной личности, коммуникативная личность А.П. Чехова
Key words: language personality, communicative personality, communicative behavior, dominant features of a communicative personality, communicative personality А.P. Chekhov

 В данной статье речь идет о коммуникативной личности А.П. Чехова и предлагается модель ее описания. Авторы обосновывают понятие коммуникативной личности, а также обозначают ряд сложностей, возникающих при исследовании коммуникативного поведения писателя, давно ушедшего из жизни, и описывают основные черты коммуникативной личности Чехова. Источником материала авторы выбирают письма А.П. Чехова, а в качестве дополнительного источника используются воспоминания современников писателя. В статье рассмотрены доминантные признаки коммуникативной личности писателя, а также основные тенденции проявления его коммуникативной личности и динамика развития его коммуникативной личности. Предложенная модель описания коммуникативной личности писателя может быть использована для описания коммуникативной личности других писателей разных времен и народов.
 In this article we are describing the communicative personality of A.P. Chekhov and propose a model of its description. The authors substantiate the concept of a communicative personality and also indicate a number of difficulties that arise in the study of the communicative behavior of a writer who has long since passed away, and describe in the article the main features of Chekhov's communicative personality. The authors select the source of the material as letters from A.P. Chekhov, and as an additional source memories of the writer's contemporaries are used. The article deals with the dominant features of the communicative personality of the writer, as well as the basic tendencies of the manifestation of his communicative personality and the dynamics of the development of his communicative personality. The proposed model of description of the writer's communicative personality can be used to describe the communicative personality of other writers of different times and peoples.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

  Цитирование: Куркина А.С., Стернин И.А. Доминантные черты коммуникативной личности А.П. Чехова // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. – 2018, № 3. – С. 123–152. Режим доступа: www.tverlingua.ru
  Citation: Kurkina A.S., Sternin I.A. Dominant features of communicative personality of Anton Chehov // World of linguistics and communication: electronic scientific journal. – 2018, № 3. – Р. 123–152. Access mode: www.tverlingua.ru


8. Е.В Малышева, А.Л. Погребисская, Ю.М. Мишина
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь
Институт иностранных языков МАИ (национального исследовательского университета), г. Москва

МАССМЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС АМЕРИКАНСКОГО ПОЛИТИКА В КОММУНИКАТИВНОМ АСПЕКТЕ (на материале политических выступлений Д. Трампа)
MASS MEDIA DISCOURSE OF AMERICAN POLITICIAN IN COMMUNICATIVE ASPECT (on the material of D. Trump's political speeches)
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: дискурс, коммуникативный аспект, коммуникативное общество, политическая коммуникация, средства массовой информации, аудитория, невербальные компоненты
Key words: discourse, communicative aspect, communicative society, political communication, mass media, audience, nonverbal components

 В статье рассматриваются особенности массмедийного дискурса американского президента, в котором доминирующим элементом можно отметить использование политиком частотных («типовых») жестов. В выступлениях перед аудиторией политик активно использует различные стилистические приемы. Государственно-патриотический дискурс Д. Трампа находит широкий отклик у читательской и сетевой аудитории. Перечисленные особенности массмедийного дискурса политика дают основания судить о психологическом «рисунке» его личности как комплексном психотипическом образе, который содержит в себе доминантные признаки различных психотипов личности.
 The article deals with the features of mass media discourse of American president. The dominant element of this discourse is that the politician uses frequency (“typical”) gestures. In his speeches the politician actively uses various stylistic techniques. D. Trump`s state-patriotic discourse finds a wide response among readers and network audiences. Such features of the politician`s mass media discourse give reason to judge about his personality`s psychological “pattern” as a complex psycho-typical image that contains the dominant features of various psycho-types.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

  Цитирование: Малышева Е.В., Погребисская А.Л., Мишина Ю.М. Массмедийный дискурс американского политика в коммуникативном аспекте (на материале политических выступлений Д. Трампа) // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. – 2018, № 3. – С. 153–167. Режим доступа: www.tverlingua.ru
  Citation: Malysheva E.V., Pogrebisskaya A.L., Mishina J.M. Mass media discourse of American politician in communicative aspect (on the material of D. Trump's political speeches) // World of linguistics and communication: electronic scientific journal. – 2018, № 3. – Р. 153–167. Access mode: www.tverlingua.ru


9. Н.И. Миронова, Е.Г. Смычкова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва
Институт лингвистики и межкультурной коммуникации Первого Московского государственного медицинского университета

имени И.М. Сеченова Минздрава России, г. Москва

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ СХЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ
COGNITIVE SCHEME USING IN LANGUAGE TEACHING
Идентификационный номер 0421200038\XXXX

Ключевые слова: обучение русскому языку иностранных учащихся, русский как иностранный, когнитивная схема, когнитивный граф, когнитивный анализ текста
Key words: teaching Russian to foreign students, Russian as a foreign language, cognitive scheme, cognitive graph, cognitive text analysis

 В статье рассматривается пример использования когнитивного подхода к обучению иностранных учащихся чтению на русском языке. Речь идет об анализе текста на основе когнитивной схемы – конструкта, широко используемого в когнитивных науках для исследования организации знаний в памяти. На основе заданной преподавателем схемы студенты строят когнитивный граф. Когнитивная схема помогает усвоить не только содержание текста, но и некоторые морфологические и синтаксические правила русского языка, давая возможность выйти за пределы текста в область грамматики языка. В статье приводится пример использования когнитивной схемы для анализа медицинского текста.В статье рассматривается пример использования когнитивного подхода к обучению иностранных учащихся чтению на русском языке. Речь идет об анализе текста на основе когнитивной схемы – конструкта, широко используемого в когнитивных науках для исследования организации знаний в памяти. На основе заданной преподавателем схемы студенты строят когнитивный граф. Когнитивная схема помогает усвоить не только содержание текста, но и некоторые морфологические и синтаксические правила русского языка, давая возможность выйти за пределы текста в область грамматики языка. В статье приводится пример использования когнитивной схемы для анализа медицинского текста.
 The article discusses an example of cognitive approach to teaching foreign students to read in Russian. This is about text analysis based on a cognitive scheme – the construct widely used in cognitive science to analyze the knowledge organization in memory. The teacher's scheme is the basis for the construction of the cognitive graph by students. The cognitive scheme helps to assimilate not only the content of the text, but also some morphological and syntactic rules of Russian by giving the opportunity to go beyond the text into the grammar of the language. The article provides an example of using a cognitive scheme for medical text analysis.

подробнее...   

Рецензировано.
Рекомендовано к публикации

  Цитирование: Миронова Н.И., Смычкова Е.Г. Использование когнитивной схемы при обучении языку// Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. – 2018, № 3. – С. 168–187. Режим доступа: www.tverlingua.ru
  Citation: Mironova N.I., Smychkova E.G. Cognitive scheme using teaching // World of linguistics and communication: electronic scientific journal. – 2018, № 3. – Р. 168–187. Access mode: www.tverlingua.ru


  НАШИ АВТОРЫ

Казанцева Анастасия Александровна
Кретов Алексей Александрович
Куркина Алла Сергеевна
Малышева Екатерина Валерьевна
Миронова Наталия Изяславовна

Мишина Юлия Михайловна
Морозова Оксана Николаевна
Погребисская Анна Львовна
Романов Алексей Аркадьевич

Смычкова Елена Глебовна
Романова Лариса Алексеевна
Стасюк Александр Викторович
Стернин Иосиф Абрамович
Техова Алена Геннадиевна
Яковлева Галина Григорьевна

подробнее...