МИР ЛИНГВИСТИКИ И КОММУНИКАЦИИ, 2008 № 3 (12)
СОДЕРЖАНИЕ
I. ИССЛЕДОВАНИЯ
1. А.А. Романов
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь
КОГНИТИВНАЯ ОСНОВА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Идентификационный номер 0420800038\0026
Ключевые слова: психоанализ,
психотерапевтический дискурс, познание, конструктивизм, когнитивный агент,
топонома
Keywords: psychoanalysis, psychotherapeutic discourse, cognition,
constructivism, cognitive agent, toponym
Обоснование положения психоанализа в ряду когнитивных наук, по
мнению автора, необходимо вести в рамках парадигмы эпистемологического конструктивизма, что позволит включать
дискурсивную деятельность личности в ее интерактивную картину мира, языка, мышления и поведения.
The position of the psychoanalysis among cognitive sciences is
to find within the paradigm of epistemological
constructivism that will allow to include discursive activity of personality in
its interactive picture of the world, language, mind and behaviour.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
2. Ю.А. Сорокин
Институт языкознания Российской академии наук, г. Москва
ДВЕ ДИСКУССИОННЫЕ РЕПЛИКИ ПО ПОВОДУ КОГНИТИВНОГО БУМА:
«КОНЦЕПТ – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ?»
Идентификационный номер 0420800038\0027
Ключевые слова: когнитивный бум, концепт,
знание, соматологическое пространство
Keywords: cognitive boom, concept, knowledge, somatological space
В результате анализа различных точек зрения на концепт автор
приходит к выводу, что в настоящее время особое значение приобретают
исследования, «ориентированные на изучение соматологического я-пространства,
соседствующего с соматологическими пространствами «своих» и «чужих» и
предопределяющего характер позиции, занимаемой человеком и в мире его
значений/смыслов, и в мире его поступков».
The analysis of various points of view on the concept lets the
author come to the conclusion that the research «Focused on the study of
somatological I-space conterminous to «allied – alien» somatological spaces specifying
the nature of man’s stand in both world of his values/senses and behaviour» is
of prime importance now.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
3. В.И. Шаховский
Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград
ЧТО ТАКОЕ ЛИНГВИСТИКА ЭМОЦИЙ
Идентификационный номер 0420800038\0028
Ключевые слова: эмоция, эмотиология,
коммуникация, языковой знак, эмотивная лексика
Keywords: emotion, emotiology, communication, language sign, emotive
lexicon
В статье описаны основные направления и достижения
отечественной и зарубежной лингвистики эмоций, установлен круг проблем
эмоциональной концептосферы, культуры, толерантности, эмоционального
поведения,эмоциональной / эмотивной лакунарности во внутри- и межкультурной
коммуникации.
The article describes the main directions and achievements of
Russian and foreign linguistics of emotions. A range of problems of emotional
linguistics is set: emotional culture, tolerance, emotional behaviour, emotional
/ emotive lacunarity in intra- and intercultural communication.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
II. МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ И В ШКОЛЕ
4. Н.Ю. Гутарева
Томский политехнический университет, г. Томск
О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Идентификационный номер 0420800038\0029
Ключевые слова: процесс обучения,
педагогика, психология, интеллектуальное развитие, психографический метод
Keywords: curriculum, pedagogy, psychology, intellectual development,
psychographic method, personality
В предложенной статье рассматривается проблема
профессиональной деятельности студентов в вузе, условия оптимизации
потенциальных возможностей личности. Предлагается для рассмотрения взаимосвязь
интеллектуального развития и успеваемости студентов разных вузов, специальностей
и курсов. В статье приводятся доказательства необходимости использования
The article examines the problem of vocational training in
encouraging students’ potential. It is suggested to analyze the mentality/progress
dependency among university and college students. There is convincing evidence
in want of using person-to-person training and psychographic method.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
5. О.Н. Морозова
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь
АНГЛИЙСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ:
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Идентификационный номер 0420800038\0030
Ключевые слова: немецкий язык,
заимствования, англицизм, учебный процесс, методика преподавания
Keywords: German, adoption, Anglicism, curriculum, language teaching
methodology
В статье представлен обзор лингвистической ситуации в
Германии, сложившейся под влиянием англицизмов. Использование описанного
языкового материала в учебном процессе будет способствовать формированию и
развитию языковой, коммуникативной и лингвострановедческой компетенции
студентов, изучающих немецкий язык.
The article gives the review of a linguistic situation in
Germany which has been developed under the influence of Anglicism. The use of
the material under the study in curriculum will favour the forming of
communicative competence of the students studying German.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
III. ПУБЛИКАЦИИ
6. С.Э. Носкова
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь
ИЗМЕНЕНИЯ В ПАДЕЖНОЙ ГРАММАТИКЕ СОВРЕМЕННОГО НЕМЕЦКОГО
ЯЗЫКА
Идентификационный номер 0420800038\0031
Ключевые слова: немецкий язык, языковые
изменения, грамматика, падеж, склонение существительных
Keywords: German, language changes, grammar, case, noun declination
В статье описана одна из тенденций развития грамматической
системы современного немецкого языка – изменения в падежной грамматике.
Нарушения в системе немецких падежей отражают современную языковую реальность в
немецкоязычном пространстве.
The article describes the changes in case grammar and regards
them as a tendency of forming grammatical system in modern German. The
present-day language reality in German speaking countries is formed by violation
of noun declination.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
7. Г.Ф. Музыкантов
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь
НЕМЕЦКИЕ ПЕРФОРМАТИВНЫЕ ГЛАГОЛЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ СОВЕТА В СТРУКТУРЕ ПЕРФОРМАТИВНЫХ РЕПЛИК
Идентификационный номер 0420800038\0032
Ключевые слова: перформатив, совет,
иллокутивный тип, высказывание, глубинная структура.
Keywords: performative verb, advice, illocutionary type, utterance,
underlying structure
В статье анализируются классификации иллокутивных типов
высказываний, исследуются немецкие перформативные глаголы со значением совета в
структуре перформативных реплик.
The article analyzes various classifications of illocutionary
types of utterances. The author investigates German performative verbs with the
meaning of advice within the structure of performative utterances.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
8. Е.А. Николенко
Тверской государственный университет, г. Тверь
ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ДИСКУРСА ИНТЕРВЬЮ
Идентификационный номер 0420800038\0033
Ключевые слова: дискурс, типовая
структура, интервью, коммуникация
Keywords: discourse, model structure, interview, communication
В статье определена типовая структура текстовой части
интервью, выделены составляющие интервью, описаны основные принципы построения
дискурса интервью.
The article defines the model structure of the textual part of
interview. Components of interview discourse are selected and basic principles
of establishing interview discourse are described.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
IV. НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
В издательстве Тверской государственной
сельскохозяйственной академии «Агросфера» в 2006 г. вышла в свет книга известного ученого-лингвиста, основателя научной школы «Динамическая модель
диалога» д.ф.н., проф. А.А. Романова «Лингвистическая мозаика: Избранное. – М.: ИЯ РАН, ТвГУ, ТГСХА, издательство
«Агросфера», 2006. – 436 с.».
В текущем номере журнала «Мир лингвистики и коммуникации» с разрешения автора мы
публикуем отрывок из раздела
«Регулятивная деятельность в диалоге».
9. А.А. Романов
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТИПОВОМ ДИАЛОГЕ
Идентификационный номер 0420800038\0034
Ключевые слова: коммуникативная стратегия,
диалог, речевое взаимодействие, регулятивное действие, фрейм
Keywords: communicative strategy, dialogue, speech interaction,
regulative action, frame
Коммуникативная стратегия представляет собой некий тип
поведения одного из партнеров в диалогического взаимодействии, который
обусловлен и соотносим с планом достижения коммуникативных целей в рамках
фрейма. Стратегия как тип речевого поведения описана в виде набора конституентов
– действий, соотносимых с планом, целями и условиями их достижения.
Communicative strategy represents a certain type of behaviour of
partners in а dialogical interaction caused and correlated with the plan of
achievement of the communicative purposes within the limits of а basic frame.
Being а type of speech behaviour, the strategy is being described as a set of
components – speech actions correlating with the plan, purposes and conditions
of their achievement.
Рецензировано.
Рекомендовано к публикации.
V. НАШИ ЮБИЛЯРЫ
Ключевые слова: юбилей, биография, научная
деятельность
Keywords: biography, jubilee, scientific work
В статье представлена научная биография доктора филологических
наук, профессора Кубанского государственного университета Анатолия Григорьевича
Баранова.
The article gives the account of Anotoly Grigoryevich Baranov's
life - Doctor of Philology, full professor at Kuban State University.
VI. ХРОНИКА
В издательстве Тверской
государственной сельскохозяйственной академии «Агросфера» в 2008 г. вышла в свет
книга «Вербо
- и психосоматика: две карты
человеческого тела. – Москва: ИЯ РАН, ИПЛиМК ТГСХА, 2008. – 107 с.» известных ученых-лингвистов: специалиста в области диалогического общения и
социальной коммуникации,
коммуникативного аудита и суггестивной риторики, теории дискурса и семиотики
д.ф.н., проф. Алексея Аркадьевича Романова
и специалиста в области лингвопоэтики, психолингвистики,
этнолингвистики, теории текста, этноконфликтологии,
теории текста и семиотики д.ф.н., проф. Юрия Александровича Сорокина.
См. предисловие к монографии.
В следующем номере журнала «Мир лингвистики и коммуникации» будет опубликован
отрывок из представленной
монографии.
Гутарева Н.Ю. |