МИР ЛИНГВИСТИКИ И КОММУНИКАЦИИ, № 4


А.А. Романов

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ В СУГГЕСТИВНОЙ ПАРАДИГМЕ

Суггестивная парадигма понимается как такая семантическая система внутренней картины мира личности, которая определяет количество и сущность физических реалий, значимых для (индивидуума и типа) личности. В работе описаны особенности единиц речевой дискурсии, составляющие характеристику коммуникативных качеств человека на уровне особой подструктуры личности, исследован механизм программирования суггестивного потенциала языковой личности, раскрывающего объем изменений внутренней картины мира.


В.И. Шаховский

Волгоградский государственный педагогический университет

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИГРА КАК ВЕРБАЛЬНАЯ УПАКОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

В работе отмечена актуальность решения социолингвистической проблемы связи языка и общества в последнее десятилетие, проанализирован словообразовательный материал игры социума с русским языком. В российском обществе коммуниканты реализуют свои коммуникативные потребности и интересы через сочетание эмотивной и когнитивной функций в особом виде речевого поведения homo sentiens – в языковой игре. Установлено, что языковая игра реализует бесконечный смысловой потенциал эмотивного кода языка и является одним из средств категоризации человеческого опыта и концептуализации современной российской действительности.


И.С. Карабулатова

Тюменский государственный университет

ТРАДИЦИОННЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ ЗАГОВОРЫ СИБИРИ В САКРАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ

Работа посвящена анализу способов концептуализации ментальной категории в лечебных заговорах Сибири. Установлено, что языковые средства кодирования представлены в идиоматических сочетаниях, заговорах, пословицах и поговорках, связанных с символическим осмыслением цветоконцептов. Анимический код культуры репрезентирует определенные стороны народного мировосприятия. Лингвокультурологическое декодирование смысловой структуры речевой единицы выявляет те знания о мире, которые закладываются в фундамент мировоззрения и поведения каждого следующего поколения в силу овладения им языком как мировидением.


О.Н. Морозова

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПАРАМЕТРЫ КОНЦЕПТА «НЕСОГЛАСИЕ» В ИНТЕРАКТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДИАЛОГА

Дискурсивно-когнитивный подход к анализу концепта в виде функционально-семантического представления направлен на вскрытие, формализацию и подтверждение общей для всех процессов культурной жизнедеятельности социума. Контексты, в которых функционируют слова-концепты («согласие» / «несогласие») условно подразделяются на два класса, в зависимости от роли в них самих слов-концептов. В статье установлен содержательный объем концепта «несогласие».


Г.Г. Яковлева

Чувашский государственный университет, г. Чебоксары

ТРАНСПОНИРОВАННЫЕ ДИРЕКТИВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ДИАЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОГО, ФРАНЦУЗСКОГО И ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКОВ

Анализ речевого поведения представителей русской, французской, чувашской лингвокультур показал, что вопросительные и повествовательные конструкции могут участвовать в реализации нетипичной для них коммуникативной функции. Основное назначение транспонированных повествовательных и вопросительных конструкций связано с реализацией комплекса коммуникативных стратегий участников диалогического общения для достижения конкретно поставленных целей в директивном иллокутивном фрейме.


Ю.А. Сорокин

Институт языкознания Российской академии наук

ПУШКИН И ГРИБОЕДОВ: ТЫНЯНОВСКАЯ ВЕРСИЯ МЕНТАЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ

В статье описаны варианты оценки текстов художественной литературы, представлены художественные размышления Ю.Н. Тынянова по поводу феномена А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова, рассмотрены составляющие специфичности / уникальности (ментального своеобразия) их творчества.


В.В. Бойков, Н.А. Жукова

Тверской институт экономики и менеджмента

СТАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕКСТА РОМАНА Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

В работе изложены результаты определения основных статистических характеристик текста романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: результаты статистической обработки выборок слов и предложений; общее число предложений в романе; частота, с которой встречаются в тексте слова той или иной длины; список наиболее часто встречающихся в тексте романа слов.


М.Ю. Коченгин

Ульяновский государственный университет

УРОВНЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ФРЕЙМА ДИСКУРСА ТОК-ШОУ

В интерактивном процессе обмена репликовыми шагами осуществляется поэтапная реализация целевой установки комуникантов в виде согласованных интерактивных цепочек в функционально-семантическом представлении типового фрейма ток-шоу. Глобальная стратегическая программа дискурса ток-шоу обусловливает степень актуализации иллокутивного потенциала сообщений за счет взаимодействия уровней коммуникативно-социального поля. Возникающие отклонения от программного следования этапов корректируются в пределах выбранного прагматического типа эпизода.