МИР ЛИНГВИСТИКИ И КОММУНИКАЦИИ, № 1




 СОДЕРЖАНИЕ


I. ИССЛЕДОВАНИЯ

А.А. Романов

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

АСПЕКТЫ  ПСИХОСЕМИОТИКИ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В коммуникативном процессе особая роль принадлежит знакам внешнего облика, т.е. системе несловесных знаков или «внесловесного семиозиса» в виде определенных «языков». Визуальная коммуникация перекрещивается как со знаками невербального поведения в плане оптической репрезентации выразительных движений и физиогномических маркеров, так и с системой визуальных знаков за пределами границ невербального поведения. Знаки визуального внешнего облика исследуются как объекты области семиотических фактов (семиотические объекты).

 

 

В.И. Шаховский

Волгоградский государственный педагогический университет

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭМОТИВНОГО КОДА В ЯЗЫКОВОЙ ИГРЕ

Под эмотивным кодом языка понимается семиотическая система корреляций между психическими состояниями (эмоциями) коммуникантов и их концептуализацией (семантизацией, вербальными упаковками, т.е. оязыковлением). В статье описан феномен «языковой игры» и представлен перечень проблем, который может послужить программой дальнейшего изучения и описания категории языковой игры.

 

Н.А. Комина

Тверской государственный университет

СИСТЕМА РЕГУЛЯТИВНЫХ ДИСКУРСИВНЫХ ПРАКТИК В УЧЕБНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье описаны сценарные параметры ситуации профессионального взаимодействия, дана характеристика ролевых позиций участников учебного дискурса, выделены этапы учебной интеракции.

 

Ю.А. Сорокин

Институт языкознания Российской академии наук

СОЗНАНИЕ И МОДУСЫ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (КИТАЙСКАЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ

В 1966-1976 ГГ.). РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

В работе определены характерологические признаки китайского лингвокультурного сознания. Установленный набор признаков в спецификации семантического и аксиологического веса высказываний / текстов указывает на то, что это сознание сигнализирует о базовом / архетипическом (или примарном / преференциальном) образе мира, над которым надстраиваются локальные и целостные (секундарные / постфактумные) образы мира.

 

О.Н. Морозова

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В СОГЛАСОВАННОМ ДИАЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Согласованный диалогический дискурс строится с учетом реализации комплекса коммуникативных стратегий, связанных с речевым поведением каждого из участников диалогической интеракции. Установлено, что при реализации дискурсивных практик в диалогическом пространстве согласованного дискурса находят свое отражение следующие типы стратегий: интеракциональные, интерпретативные и стратегии организации (регуляции) речевого взаимодействия.

 

В.В. Бойков, Н.А. Жукова, Л.А. Романова

Тверской  институт экономики и менеджмента, Тверская государственная сельскохозяйственная академия

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СЛОВ В РУССКИХ, АНГЛИЙСКИХ И НЕМЕЦКИХ ТЕКСТАХ 

В статье с помощью метода корреляционного анализа установлены закономерности распределения длины слов в русском, английском и немецком языках, представлена количественная оценка взаимосвязи наборов данных в каждом языке.

 

М.Ю. Коченгин

Ульяновский государственный университет

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИЛЛОКУТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ДИСКУРСИВНЫХ ПРАКТИКАХ ТОК-ШОУ

Интерактивное пространство ток-шоу определено как комплексное образование, включающее текстуальные и экстратекстуальные элементы, отвечающие за правильную реализацию иллокутивного потенциала сообщений участников в условиях типового фрейма диалогического взаимодействия. Определены свойства фреймовой конфигурации сообщения в дискурсе ток-шоу; установлены общие принципы организации российского дискурса ток-шоу; рассмотрена роль языковых средств в формировании иллокутивной доминанты дискурсивных образований в условиях телевизионной коммуникации ток-шоу.

Рецензировано. Рекомендовано к печати.

М.Е. Фролов

Телекомпания НТВ

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ДИСКУРС ВЕДУЩЕГО

 В работе описаны коммуникативные ролевые позиции участников телевизионной ин­теракции; выявлен семиотический статус телевизионного дискурса ведущего; определена специфика поведения участников телевизионной коммуникации в рамках воз­действующего информационного пространства; выделены типы средств информацион­ного воздействия.

Рецензировано. Рекомендовано к печати.


II. МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ

И.М. Румянцева

 

Институт языкознания Российской академии наук

 

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ В АСПЕКТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ

В статье предложен метод обучения иностранной речи, задачей которого является развитие творческого мышления, обеспечивающего гибкость и плодотворную работу всех познавательных процессов. В процессе обучения иностранной речи для ее формирования важно развивать не только логическое, но и образное мышление, а также мышление творческое. Творческое мышление включает в себя, как неотъемлемую часть, воображение  и обязательную образность.

Т.А. Жалагина

Тверской государственный университет

СОЦИАЛЬНОЕ ЛИЦЕМЕРИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В статье представлены результаты анализа экспериментальных данных, касающихся проявлений социального лицемерия преподавателями вуза. Социальное лицемерие преподавателей включено наряду с другими проявлениями в опросник для выявления особенностей восприятия проявлений профессиональной деформации субъектами образовательного процесса.

 

С.Э. Носкова

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ДИСКУРС В СИТУАЦИИ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье описаны механизмы эмоционально-оценочной коммуникации в учебной интеракции, которые определяют уровень результативности педагогической деятельности. Система вербальных формул выражения положительного / отрицательного отношения ко всему, что связано с обучаемым – его личностью, его действиями и их последствиями, в условиях педагогического общения может оказывать определенное влияние на личность обучаемого и порождать ситуации эмоционального комфорта / дискомфорта.

Рецензировано. Рекомендовано к печати.


III. ПУБЛИКАЦИИ

Н. Рубакин, П. Шмидт

г. Берн, Швейцария

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ БИБЛИОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

(в их применении к медицинской практике)

В работе исследуются вопросы словесного общения врача с больным, о  мнеме  как основе словесного общения, уделено внимание  роли эмоций и других иррациональных элементов в словесном общении  в медицинской практике, описана библиопсихологическая организация разговора врача с пациентом и его окружающими.


IV. ГОСТЬ НОМЕРА

ГЕОРГИЙ ПАВЛОВИЧ НЕМЕЦ

Г.П. Немец

Кубанский государственный университет, г. Краснодар


РУССКИЙ ЯЗЫК И ЕГО ЛИДИРУЮЩАЯ РОЛЬ В ОБЩЕМ ЯЗЫКОЗНАНИИ XXI ВЕКА

 

В статье рассматривается вопрос о роли русского языка в общем языкознании 21-го века. Назрела необходимость создания нормативного учреждения, обеспечивающего законодательно авторитет со­временного русского языка путем создания единой грамматики русского языка на уровне закона о русском языке.


V. НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ ЯЗЫКА И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Сборники научных трудов

Монографии

Учебники и учебные пособия

Учебники и учебные пособия, изданные сотрудниками кафедры теории языка и межкультурной коммуникации в 2005-2006 уч. г. 


VI. ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

А.А. Романов

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

К СООТНОШЕНИЮ ПОНЯТИЙ ДИСКУРС VS ТЕКСТ В ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЕ: ОБЗОР, ОЦЕНКА И РАЗМЫШЛЕНИЯ

В статье дан обзор основах подходов и направлений исследования дискурса / текста. На основе анализа научной литературы были сделаны выводы о специфике использования (функционирования) понятия дискурс в различных областях и сферах гуманитарного знания. Для определения статуса дискурса и его лингвистического анализа в гуманитарной парадигме значимым является описание конкретного дискурса в рамках лингвопрагматической (лингвориторической) парадигмы.


VII. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

31 марта 2006 г.

29-30 марта 2006 г. сотрудники кафедры теории языка и межкультурной коммуникации приняли участие в работе международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮНЕСКО "Психология на пути к пониманию человека и социума: новая психическая реальность в изменяющейся России", г. Тверь.

подробнее

25 апреля 2006 г. 

Основателю и вдохновителю научной школы "Динамическая модель диалога" профессору, доктору филологических наук, заслуженному деятелю науки Российской Федерации Алексею Аркадьевичу Романову исполняется 55 лет.

подробнее см. Выпуск 1, раздел VIII. НАШИ ЮБИЛЯРЫ

25 апреля 2006 г.

Подготовлено юбилейное издание трудов известного ученого-лингвиста, основателя научной школы «Динамическая модель диалога» д.ф.н., проф. А.А. Романова.

подробнее

 26 апреля 2006 г.

 Состоялось заседание филологической секции "Языковая личность в дискурсивном пространстве" кафедры теории языка и межкультурной коммуникации в рамках ХХ Межвузовской научной конференции "Совершенствование содержания сельскохозяйственного образования в контексте реализации Приоритетного национального проекта "Развтите АПК".

подробнее

2 июня 2006 г.

С 10 по 31 мая 2006 г. под руководством д.ф.н., проф. А.А. Романова сотрудниками кафедры теории языка и межкультурной коммуникации ТГСХА совместно с отделением прикладной лингвистики ТвГУ была проведена межвузовская олимпиада по русскому языку и культуре речи «Говорим правильно и хорошо по-русски!».

подробнее

Готовится второй номер Электронного Научного Журнала «Мир лингвистики и коммуникации»…  

Принимаются статьи в соответствии с тематикой Электронного Научного Журнала.


VIII. НАШИ ЮБИЛЯРЫ

АЛЕКСЕЙ АРКАДЬЕВИЧ РОМАНОВ

В разделе представлены биография, список основных трудов, отзывы коллег и учеников основателя научной школы «Динамическая модель диалога» профессора, доктора филологических наук, заслуженного деятеля науки РФ А.А. Романова.


НАШИ АВТОРЫ