МИР ЛИНГВИСТИКИ И КОММУНИКАЦИИ, № 2




СОДЕРЖАНИЕ


I. ИССЛЕДОВАНИЯ

Г.П. Немец

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

О ВЕЛИКОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Русский язык является основным средством общения в российском обществе, средством передачи информации от говорящего к слушающему и в силу этого свойства русский язык естественным образом является согласованным с потребностями и условиями протекания коммуникативной деятельности человека, составляющей важнейший аспект его социального поведения. Поэтому необходима разработка принципов конституциональной сущности русского языка как факта государственности на всей территории России.

 

А.А. Романов         

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

ИЛЛОКУТИВНЫЕ ЗНАНИЯ, ИЛЛОКУТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ИЛЛОКУТИВНАЯ СТРУКТУРА ДИАЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Роль иллокутивных знаний в конструировании диалогического текста определяется их местом в системе интерактивных знаний, используемых партнерами в процессе общения. Иллокутивные знания формируют базовую основу взаимодействия собеседников в пределах типового иллокутивного потенциала, который выступает в качестве функционально-семантического представления. Предписанный иллокутивными знаниями «протокол» совместных действий по достижению типовых целей формирует композиционную структуру диалогического текста. Иллокутивная структура диалога представляет собой комплекс доминирующих и подчиненных им иллокутивных действий.

 

И.М. Румянцева

Институт языкознания Российской академии наук

РЕЧЬ КАК ЗЕРКАЛО ДУШИ (О ТЕСТЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ)

В статье приводится фрагмент из тематического апперцептивного теста. На основании анализа речи испытуемых показано, какое количество информации можно извлечь из речи путем анализа устного рассказа, придуманного испытуемым по одной единственной картинке. Речь человека – это отражение его внутренней жизни, свойств его психики, состояний души, которые специалист способен «читать» как раскрытую книгу.

 

А.И. Фефилов

Ульяновский государственный университет

МЕТАЯЗЫК КАК СРЕДСТВО СПЕКУЛЯТИВНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

 

        Принцип общепринятости терминологического значения в лингвистике нарушается сплошь и рядом. Метаязыковые и методологические ошибки в толковании лингвистических аксиом продолжают повторяться в различных научных изданиях. В статье рассмотрены такие понятия, как «язык», «структура языка», «языковая система», «инструментальная функция языка», «лексическое значение» с точки зрения их ошибочного толкования в лингвистической литературе.

 

 

О.Н. Морозова

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

АНТИЦИПАЦИОННЫЙ ПРИНЦИП КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СОГЛАСОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ

В рамках прагмалингвориторической парадигмы согласованной интеракции особую роль приобретают вопросы организации согласованного общения и выработки согласованных действий его участников. Экспликация антиципационного принципа отношений между коммуникантами в согласованной интеракции является основой для построения когнитивного механизма проспективных действий, функционально отражающих вклад каждого из них в реализацию личностных установок в концептуальном пространстве «согласие – несогласие».

 

Н.А. Белоус

Ульяновский государственный университет

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ НЕРАВНОПОЛОЖЕННОСТЬ В КОНФЛИКТНОМ ДИСКУРСЕ

В качестве конфликтного дискурса выступает речевое взаимодействие коммуникантов, «в результате которого участники попадают в дискомфортное состояние». Высказано предположение, что иллокутивная доминанта речевого взаимодействия характеризуется наличием столкновения вербально выраженных целей. В конфликтном дискурсе семантические компоненты высказываний, являющиеся элементами иллокутивных показателей, обладают конфликтогенным потенциалом.

 

Т.В. Морозкина

Ульяновский государственный университет

МОДАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ МОДУС ВЫСКАЗЫВАНИЯ СУБЪЕКТА РЕЧИ ВО ВНУТРЕННЕЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье на основании результатов анализа текстового материала сделаны выводы о том, что модально-оценочный модус в высказывании индивида во внутренней коммуникации образует выражение многоплановой системы отношений говорящего к самому себе, к реальной действительности, к собеседнику по речевому общению, непосредственно самой теме дискурса в двух режимах коммуникации: внешней и внутренней.

 

Л.А. Романова

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

КОГНИТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ АНГЛИЙСКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ РАЗМЕРА КАК КРИПТОКЛАССА

В статье рассмотрены сочетаемостные возможности прилагательных размера в модели «прилагательное + существительное» в английском языке. Установлено, что разные члены криптокласса прилагательных размера категоризируют признаки объемности в целостном виде размера определенных объектов во многом однотипно и являются различными способами выделения самого криптокласса прилагательных размера в английском языке как фреймовой конфигурации.


II. МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ

В.А. Бальзамов

Тверской государственный университет

ПЕРЕВОДНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПОСТРОЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Главный недостаток многочисленных школьных англо-русских и русско-английских словарей состоит в том, что в основу словника не закладывается лексический материал из учебной литературы. Различные двуязычные словари являются простой переработкой словарей с более обширным словником, а в основу переработки положено обыкновенное сокращение лексических единиц.

 

Т.А. Ларионова

Университет Н. Нестеровой, г. Москва

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье описан опыт применения метода проектов, который является одним из инновационных методов обучения. При сохранении общей цели обучаемости метод проектов отражает отношения между членами групп, формирует отношение одного субъекта к другому, помогает справляться с проблемами, с определением перспектив своего развития. Все это способствует созданию благоприятных условий для изучения иностранного языка и для профессионального становления студентов.

И.В. Уткина

Военная академия воздушно-космической обороны,  г. Тверь

ЛОКАЛЬНО-ТЕМПОРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ В ВОЕННОЙ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

В статье рассмотрен локально-темпоральный компонент коммуникативной ситуации в военной учебно-профессиональной сфере речевого общения и описаны возможности классификации коммуникативных ситуаций в зависимости от времени и места речевого акта.


III. ПУБЛИКАЦИИ

В.И. Шаховский

Волгоградский государственный педагогический университет

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ЯЗЫКОВОЙ ИГРЕ

В когнитивной лингвистике эмотивность рассматривается как имманентное свойство самого языка, без которого не возможно описание человека и его эмотивно-дискурсивных контекстов поведения. Языковая игра является одной из ведущих коммуникативных категорий. Она провоцируется эмоциональными категориальными ситуациями, которые и принуждают коммуникантов к языковой игре. Установлено, что эмоциональная доминанта языковой игры имеет вектор положительной тональности общения.

 

С.Э. Носкова

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

ДИСКУРС ЭМОТИВНЫХ МАЛЫХ ФОРМ

Явление эмотивной дискурсии малых форм играет огромную роль в коммуникативной деятельно­сти участников диалогической интеракции. Малые дискурсивные формы по функциональным характеристикам, содержательным параметрам и эмоциональному заряду эквивалентны другим средствам выражения эмоционального отношения к окружающему миру и воздействия на него, а в конструктивном плане характеризуются минимальным планом выражения.

 

С.О. Малевинский

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

ТИПОЛОГИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ И ИХ ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ

В науке отсутствует единое, общепринятое понимание психической и семантической сущности категории оценки. Для построения типологии критериальной оценочности целесообразно исходить из характера тех ментальных образований (понятий и представлений), которые выступают в роли оценочных критериев. В соответствии с этим положением автором выделены различные типы критериально-оценочных значений.

 


IV. ГОСТЬ НОМЕРА

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

СЕМИОТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ДИСКУРСИИ

        С позиций функциональной семиотики необходимо пересмотреть роли субъектов в дискурсивных практиках. Для холистического описания дискурсивных практик введен термин семиотическая (дискурсивная) личность, который охватывает все стороны семиозиса. Дискурсивная деятельность мультикодовая, представлена «языками» (кодами) в четырех репрезентативных системах разной проявленности. При построении типологии текстов и дискурсивных практик целесообразно опираться на принцип доминирования какой-либо из репрезентативных систем.


V. НАУЧНЫЕ РАБОТЫ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ

«ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДИАЛОГА»

        Журнал «Мир лингвистки и коммуникации» начинает публикацию авторефератов кандидатских и докторских диссертаций, выполненных в русле научной школы «Динамическая модель  диалога» под руководством проф. А.А. Романова. Приглашаем читателей к дискуссии по темам научных исследований. Ваши мнения, идеи и критические замечания будут опубликованы в следующем номере журнала.

И.Д. Агамалиева

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ АКТОВ ИНСТРУКТИВНОЙ ДИСКУРСИИ

         В работе рассмотрена функциональная специфика коммуникативных единиц инструктивной дискурсии в динамической модели коммуникации; показаны их содержательно-конструктивные особенности; построена коммуникативная типология актов инструктивной дискурсии; описаны основные системные характеристики комплексного коммуникативного акта «инструктив» – его состав, структура, специфические для данной системы прагматические связи, а также сфера и среда их функционирования. 


VI. НАШИ ЮБИЛЯРЫ

Институт языкознания Российской академии наук

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОД И ЕГО ФИКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

        Переводной художественный текст является ничем иным, как рядом проекций, структура и качество которых зависит от психотипических особенностей переводчика, сопряженных с его сознательными установками. Установка на конкурентность позволяет перевод­чику соответствующим образом аранжировать свои креативные способности и выбирать такой логосический материал, который специфически маркирует его как личность.


НАШИ АВТОРЫ